Айсина С.Х., воспитатель,
Ефремова Л.Р., воспитатель,
Гиниятова Р.Г., воспитатель,
Ханова М.Р., старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад 282»
Аннотация. Доступным для детей с ОВЗ здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с ОВЗ, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Пособие «Step квадрат» изготовлено с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 7 лет. Данное пособие поможет в работе педагогов для подгрупповой работы с детьми.
Ключевые слова: игровая деятельность, нарушение зрения, коррекция, умственное развитие.
У детей с нарушениями зрения наблюдается, что ограниченные зрительные возможности не обеспечивают необходимых условий для развития полноценного глазомера, зрительного анализа формы, цвета, величины, пространственного расположения предметов. Осложняет их восприятие, сложности выделения объемных предметов в макро - (микро)пространстве, местонахождения и взаимоотношений между объектами. Действия соотнесения формы предметов к заданным сенсорным эталонам формы, выделения размера объекта, установления пространственных отношений между объектами выполняются у детей с нарушениями зрения медленнее. Кроме того, их действия неупорядоченные, фрагментарные, у детей наблюдается снижение интереса к результату деятельности, особенно при возникающих трудностях.
В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей с нарушениями зрения, необходимо упражнять их в счете окружающих предметов, учить сравнивать последние между собой, находить общие и отличительные признаки. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета полезно вести счет с опорой то на зрение, то на слух, то на тактильные ощущения. Результат включения всей сенсорной сферы ребенка в процесс формирования понятий о количестве сказывается, прежде всего, в том, что дети начинают считать самые разные объекты окружения. При таком подходе облегчается и обучение детей с ОВЗ умению находить общие и единичные, качественные и количественные категории ряда предметов. В связи с нарушением глазодвигательной функции зрения затрудняется счет движущихся предметов. Однако счет движений — прыжков, шагов, хлопков, хотя легко дается детям, но его также следует использовать в качестве коррекционного упражнения. Поэтому так важно использовать на занятиях с детьми с нарушениями зрения игры, направленные на развитие математических способностей.
Нарушения зрения также задерживают формирование двигательных навыков. У детей проявляется скованность, неуверенность в своих действиях. Нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений, подвижных игр; нарушается координация и точность движений. Это говорит о низкой двигательной активности детей, а, следовательно, о меньшей выносливости и работоспособности.
В связи с тем, что производители не выпускают специальные игры и пособия, адаптированные для детей с нарушениями зрения, мы решили сами проявить фантазию и создать игру, которая соответствует нашим детям.
Изначально была создана настольная игра «Мышки», которая очень полюбилась нашим воспитанникам. Но в связи с малоподвижным образом жизни детей «поколения гаджетов» пришла идея создать аналогично этой игре уже подвижную игру «Step квадрат», увеличив размер игрового поля, при этом сохранив правила и цели игры.
Цель проекта: пособия «Step квадрат»- развитие и коррекция сенсомоторных и познавательных способностей в процессе игровой деятельности для детей с нарушениями зрения как фундамент их общего умственного развития.
Задачи:
• изучить методические пособия по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;
• повысить компетентность родителей по вопросу развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения;
• развивать элементарные математические представления;
• развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память;
• учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.
• развивать взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов, тактильную память, крупную моторику, ориентировку в микропространстве, навыки произвольного поведения;
• учить взаимодействовать друг с другом;
• учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей;
• развивать быстроту реакции;
• развивать глазомер;
• развивать логическое мышление;
• развивать умение;
• развивать навыки взаимодействия.
На решение данных проблем, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения, направлено пособие «Step квадрат». Пособие изготовлено с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 7 лет. Данное пособие поможет в работе педагогов для подгрупповой работы с детьми.
Данная игра состоит из поля размера 170 на с 170 см и большого кубика. Поле изготовлено из ткани белого цвета, а квадраты-из плотной ткани разного цвета. По краю поля расположены квадраты 4-х цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Так как игра предназначена для детей с нарушениями зрения, у квадратов были сделаны контуры черного цвета. Для профилактики плоскостопия и развития тактильного восприятия в каждый квадратик были вложены различные наполнительные. В красный квадрат – природный материал (желуди), в желтый квадрат- синтепон, в синий квадрат- горох, в зеленый квадрат- крышечки.
Пособие состоит из игрового поля, поделенного на квадраты 4-х разных цветов, четырех корзинок, соответствующих цветов и кубика.
Ход игры.
По правилам игры в нее играют 4 участника. Игроки бросают кубик по очереди и идут по квадратикам. Если игрок останавливается на квадратике, соответствующему цвету корзинки, то кладёт горошинку в корзинку из кучки, расположенной в центре игрового поля. В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например, с геометрическими фигурами, овощами, и др. (в зависимости от темы проекта и возраста дошкольников)
Дети «ходят» по полю до тех пор, пока не закончатся все горошинки из кучки в центре игрового поля.
Подводим итоги: побеждает тот игрок, у которого больше всего горошин.
Игра «Step квадрат» способствует сплочению детской микрогруппы. Даже дети с инвалидностью принимают активное участие в этой игре наравне с другими детьми. В результате этой игры самооценка детей-инвалидов повысилась, что позволило улучшить их отношения со сверстниками.
Игра – действительно нужный предмет, с ней дети с нарушениями зрения не только были заняты некоторое время, но также пополнили свой багаж знаний, развили свои тактильные ощущения, мелкую и крупную моторику, логику и мышления, а также математический счет.
Литература.
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
2. Саматова, А. В. Дети с нарушениями зрения / А.В. Саматова. - М.: Феникс, 2014. - 976 c
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |