ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МНЕМОТЕХНИКИ

Липатова Светлана Викторовна, учитель-дефектолог,
Гайнутдинова Наталья Николаевна, учитель-логопед,
Шулаева Дарья Вадимовна, педагог-психолог
Сафина Эльмира Анваровна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 123 комбинированного вида»
Авиастроительного района г.Казани


Аннотация: В статье раскрывается вопрос важности коррекции и развития интонационной стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования мнемотехники и изодеятельности, задержка в формировании которой к моменту школьного обучению затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка. Предложенные в представленном проекте варианты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяют, c учетом их индивидуальных особенностей развития, сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, выразительность речи, голос, интонационная сторона речи, дыхание, артикуляция, логоритмика, просодия.

Проблема формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний день является актуальной и нуждается в разработке новых путей решения. Возникает необходимость целенаправленной работы по формированию интонационной стороны речи у детей с ОВЗ.

Разные аспекты интересующего нас вопроса рассматривались в работах ряда авторов: Кузьмичева Е.П., Янхина Е.З., Шевцова О.В., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.

Изучив литературу по данной теме, можно сделать вывод, что проблема несформированности интонационной стороны речи является одной из теоретически и практически значимых для общей и коррекционной педагогики. Интонационная сторона речи - это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания. Именно интонационная сторона речи сильно нарушена у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном проекте акцент сделан на развитие интонационной стороны речи, а именно - на темп, ритм, силу, высоту и навыки мягкой голосоподачи. От уровня овладения интонационной стороны речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Новизна и доступность наглядного материала к восприятию и запоминанию детьми с ОВЗ заключается в использовании в представленном проекте мнемотехники и изодеятельности.

В настоящее время в нашем ДОО ведется коррекционно-развивающая работа по всем направлениям, связанным с интонационной стороной речи, налажено взаимодействие следующих специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог.

Цель проекта: сформировать интонационную сторону речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодные логопедические наблюдения показывают, что нарушение звукопроизношения, как правило, сопровождается нарушением темпа, ритма, мелодики, акцентуации речи воспитанников. Страдает, в первую очередь, восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом: не удаются модуляции голоса по силе и высоте, темп речи обычно ускорен, нарушен тембр, речь монотонна, голос угасает, искажена интонационная структура высказывания. Большую трудность представляет воспроизведение ритма и логического ударения.

В основе дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов. У воспитанников снижен уровень познавательной активности, затруднён процесс усвоения и передачи информации, нарушено психосоматическое здоровье. Все это затрудняет процесс формирования коммуникативных компетенций – в частности, и процесс социализации дошкольников – в целом.

Одной из основных задач обучения детей со сложным дефектом и с тяжелыми речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма.

В настоящее время процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка практически не изучен. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть этими средствами к моменту поступления в школу.

Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим исследованиям, в его состав наряду с другими компонентами - физическим, звуковысотным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух. Каждый из составляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, определяет степень развития последнего.

Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с ОВЗ с различными формами речевой патологии. Это впоследствии является причиной интонационно монотонной и лексически невыразительной речи.

Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья специально не исследовалась, фактические данные об интонационных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ малочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи. Это в дальнейшем способствует успешному обучению детей в младшем школьном возрасте.

Актуальность вышеизложенной проблемы сподвигла к необходимости поиска и разработки системы комплексного воздействия.

Выше изложенная цель была конкретизирована через следующие задачи:

Задачи:

- учить изменять голос по высоте и силе;

- учить пользоваться паузами, логическим ударением;

- учить менять темп речи;

- учить выражать свои мысли, чувства, настроения;

- развивать мелкую и крупную моторику;

- развивать внимание (концентрация, переключения, произвольность);

- развивать эмоциональную сферу посредством музыкальных произведений;

- формировать волевые навыки (развитие усидчивости);

- учить снимать мышечное напряжение посредством музыкальных произведений;

Система коррекционно-развивающей работы построена с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников и включает в себя три этапа.

1. Подготовительный этап.

• Педагогические и психологические наблюдения за воспитанниками групп компенсирующих направленностей. Заполнение основной речевой карты (Лопатина Л.В.) Проведение диагностики интонационной организации речи (Шевцовой Е.Е.)

• Планирование совместной деятельности с детьми, родителями, специалистами ДОО по обеспечению благоприятных условий для восстановления и развития интонационной стороны речи с точки зрения ритма и темпо-ритма на основе явления резонанса у воспитанников с нарушениями речи. Разработка перспективного планирования.

• Разработка рекомендаций для специалистов ДОО по проведению дыхательной гимнастики, дыхательных упражнений, сочетающихся с голосом и движениями, упражнений для удлинения продолжительности речевого выдоха; артикуляционно-мимической гимнастики; голосовой и интонационной гимнастики; ритмизации речи (с помощью наглядного материала).

• Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития.

• Подбор дидактических упражнений по развитию темпо-ритмо-интонационной организации речи.

• Создание информативно-методической базы. Анализ методической, педагогической литературы.

2. Основной этап.

• Анализ результатов проведенного мониторинга развития воспитанников компенсирующей и логопедической группы на психолого-педагогическом консилиуме ДОО.

3. Заключительный этап.

• Проведение мониторинга развития воспитанников, направленного на выявление эффективности коррекционно-развивающей работы, внесение необходимых коррективов.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях со специалистами проходит формирование способностей в соответствии с поставленными задачами, а на логоритмических занятиях – развитие и закрепление.

Работа специалистов с детьми с тяжелым нарушением речи и детьми со сложным дефектом сводиться к следующему:

• развитие способностей фиксированного выдоха со звуком и слогом в сочетании с голосом и движениями и музыкой;

• развитие способностей удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизации речи с движениями и музыкой при произнесении каждого слога, слова– «встречное дирижирование»);

• развитие силы, высоты, темпа голоса, голосовых манипуляций, интонационно-мелодической речи (упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса, интонационные упражнения);

• развитие темпа и ритма речевого дыхания;

• развитие артикуляторной моторики при выполнении артикуляционных упражнений как под музыку, так и без неё, произнесении гласных звуков, укрепление мимической мускулатуры;

• формирование фонематической системы при произнесении и пропевании гласных звуков, слогов, отдельных слов;

• развитие темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитие способностей сочетать музыку, речь и движения, координировать их.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность, нечеткость звукопроизношения.

В процессе тренировки темпа и ритма речи отрабатываются следующие способности: двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Дыхательные движения (вдох и выдох) происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга.

Неправильное речевое дыхание может способствовать возникновению различных нарушений речи.

Наконец, неумение детей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе.

Включение в коррекционно-развивающую работу упражнений позволяет решить ряд важнейших задач: развитие способностей нижнереберного дыхания; развитие способностей правильного вдоха и выдоха; развитие способностей фиксированного выдоха со звуком и слогом; закрепление произношения поставленных звуков в подвижных играх с речевым сопровождением.

Содержание работы по формированию интонационной стороны речи предполагает применение комплекса специальных приемов (отработка интонации на материале эмоциональных междометий на материале стихов). Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких стихов.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. В связи с этим, изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление, в свою очередь, органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения. Помимо этого, занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.

При выполнении всех упражнений используются средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика. Дети выполняют задания, требующие произнесения той или иной фразы с определенной целевой установкой словесного действия.

В задачи изучения и уточнения эмоциональных состояний входят: изучение и уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления в беседах с детьми. Развитие паралингвистических средств общения осуществляется в процессе решения следующих задач: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.

При изучении динамики развития интонационной стороны речи было проведено промежуточное диагностическое обследование детей, беседа с родителями и воспитателями. Со слов родителей и воспитателей речь большинства детей стала заметнее выразительнее, дети стали сопровождать процесс общения, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. У детей произошли и личностные изменения: они стали более открытыми, общительными, активными. Применение предложенного проекта наглядно продемонстрировало, что целенаправленное формирование и дальнейшее развитие интонационной стороны речи делает речь ребенка более понятной, что благоприятно сказывается на коммуникативной деятельности и стимулирует детей к дальнейшему совершенствованию коммуникативно-речевых умений и навыков.

Литература:

1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006. 192 с.

3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО/Литера, 2016.32 с.

4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. — СПб.: НОУ «Союз», 2006. 151 с.

5. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация. / Флинта, 2017. 368 с.

6. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6—7 лет) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. — СПб.: КАРО, 2008. — 144 с. — 32 с. цв. вкл. — (Серия «мастер-класс логопеда»).

7. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: АСТ: Астрель, 2009. 222 с.

8. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией/ Академия Развития, 2001. 80 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика