ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС «РУЧКИ»

Валетова Раиса Владимировна,
заместитель директора,
Мокшина Раиса Викторовна,
педагог-психолог
МБОУ «Школа №65»Московского района г. Казани


Аннотация. В данной статье мы описали реализацию программы развития навыков мелкой моторики и сенсорного восприятия у детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) 1 класса посредством специальных дидактических игр и упражнений. Материалы программы «Ручки» могут быть полезны в работе специалистов сопровождения, обучающихся с РАС. В результате внедрения данной программы дети с РАС овладевают прочными крупно- и мелкомоторными навыками для более точных движений и письма, расширяют сенсорные представления, развивают коммуникативные умения, самостоятельность.

Ключевые слова: программа внеурочной деятельности педагога-психолога, методы работы с обучающимися с РАС, развитие мелкой моторики, развитие сенсорного восприятия.

Проект «Ручки» включает в себя комплекс коррекционно-развивающих групповых занятий по сенсорной интеграции и развитию мелкой моторики у детей с РАС. Актуальность проекта заключается в том, что на современном этапе в нашем регионе доступно мало методического и практического материала по работе с детьми с РАС.

Любой ребенок постоянно изучает и познает окружающий его мир! Но делают это каждый по-своему. Дети с РАС имеют особенности в своем развитии. Поэтому тематика и направленность занятий, которые входят в программу проекта «Ручки», были выбраны исходя из зоны актуального развития детей с РАС [3]. В работе с детьми возраста 7 лет одной из актуальных сфер деятельности педагога-психолога является развитие мелкой моторики у детей, т.к. они поступили в школу, и навыки мелкой моторики ежедневно необходимы им в учебной деятельности. Развитая мелкая моторика положительно влияет на развитие речи [2, 4]. Этот фактор является одним из основополагающих в нашей работе с детьми РАС, у многих из них наблюдается общее недоразвитие речи различной степени тяжести. Работу педагога-психолога по развитию мелкой моторики, которая включена в программу внеурочной деятельности «Ручки», дополняют занятия логопеда, что дает более эффективный результат в речевом развитии детей с РАС.

Как известно, дети с аутизмом также имеют специфическое восприятие окружающего мира. В своих работах Богдашина говорит о том, что дети с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию из внешнего мира качественно иначе, чем обычные люди [1]. Поэтому также немаловажным фактором является развитие и «пополнение» их сенсорных ощущений и восприятия в целом.

При этом каждый ребенок в отдельности воспринимает информацию по- своему, строго индивидуально. В связи с этим реакция у таких детей на различные раздражители – зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и т.д. – бывает разной: приятной или неприятной. Например, нейтральный звук или же запах может вызвать различную реакцию у детей с РАС: кому-то он будет очень приятен, а кому-то наоборот, практически невыносим.

Поэтому очень важно при работе с детьми с РАС учитывать их индивидуальные особенности сенсорного восприятия. Для этого на занятиях необходимо исключать неприятные ощущения для ребенка с РАС. В ходе групповых коррекционно-развивающих занятий необходимо создать условия, чтобы у ребенка с РАС была возможность получать как можно больше приятных ему ощущений, с помощью которых такой ребенок мог чувствовать себя комфортно в процессе обучения в школе.

Цель исследования: создать эффективную программу внеурочной деятельности по развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия у детей с РАС, а также развить навыки мелкой моторики и обогатить сенсорные представления из окружающего мира у детей с РАС.

Задачи исследования:

1. Внедрить программу проекта «Ручки» в процесс обучения детей с РАС в школе №65 в 2018/2019 учебном году.

2. Развивать навыки мелкой моторики у детей с РАС посредством групповых коррекционно-развивающих занятий по программе внеурочной деятельности «Ручки»

3. Развивать представления у детей с РАС о различных сенсорных ощущениях, доступных им из окружающего мира, посредством групповых коррекционно-развивающих занятий программы «Ручки»

4. Проанализировать работу и сформулировать выводы об эффективности программы внеурочной деятельности «Ручки»

На начальном этапе реализации проекта нами была проведена методическая работа: поиск психолого-педагогической литературы по работе с детьми с РАС, подборка методик и методов работы, на основе просмотренных литературных источников происходило составление программы.

Для гармоничного развития личности ребенка с РАС ему необходима поддержка со стороны. В рамках внедрения нашего проекта «Ручки» ребенок с РАС сможет получить большой опыт, «багаж» сенсорных ощущений, с помощью которых у такого ребенка будут формироваться представления об окружающем мире и развиваться саморегуляция, большая самостоятельность. Ребенок будет приходить в комфортное для него эмоциональное состояние. Сенсорная интеграция также может помочь ребенку в освоении учебных задач, так как именно тактильные ощущения помогают нам лучше запоминать информации. А также с помощью специальных упражнений, пальчиковой гимнастики и массажа будут развиваться навыки мелкой моторики.

В целях реализации проекта «Ручки» нами была разработана программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей с РАС. Программа рассчитана на 1 учебный год и включает в себя 33 занятия продолжительностью 30 минут. Срок реализации программы: сентябрь-май, 2018/2019 учебный год. Наша программа «Ручки» предназначена для обучающихся с РАС в возрасте 7-8 лет (1 класс). В ходе группового коррекционно-развивающего занятия принимают участие 2-4 ребенка с РАС.

Темы каждого занятия были выбраны из того, что обычно окружает детей в повседневной жизни. Мы решили разнообразить представления о доступных им предметах или действиях. Тематическое планирование программы проекта «Ручки»: игры на движения (координацию), игры на равновесие, пальчиковые игры, сенсорные коробки, игры с крупами и макаронными изделиями, игры с пуговицами, игры со шнурками, веревками, игры с нитками, игры с резиночками, игры с прищепками и скрепками, игры с крышками, игры с бутылками, игры с бумагой, наклейки, игры с тканью, вырезание из бумаги и ткани, пальчиковые игры с пальчиковыми игрушками из ткани, игры с шарами и бусами, игры с кубиками, игры с водой, игры с красками, игры со светом, игры с песком, соленое тесто, мягкий пластилин, игры на запах и вкус, еда на ощупь по фигурам, яичный контейнер, игры со звуками, музыкальные пальчиковые игры, игры с замками (открыть замок) и магнитами, игры со спичками, палочки Кюизенера, занятие «Время», лабиринты.

На основном этапе реализации данной программы была проведена коррекционно-развивающая работа, которая включала в себя вышеперечисленные занятия. В ходе занятий педагог-психолог использует специальные карточки PECS (средство невербальной коммуникации) для наглядного показа действий, которые нужно выполнять детям, или же карточки с социальными историями и правилами поведения на занятиях. Педагог-психолог использует на занятиях по данной программе наглядные материалы: большие картинки по теме задания, природные материалы, которые дети самостоятельно изучают, специально подготовленные дидактические материалы для заданий, аудио- и видеоматериалы и т.п. Также на занятиях дети учатся умениям правильно коммуницировать с окружающими, навыкам самостоятельной работы.

В ходе наших занятий мы пришли к выводам, что детям с РАС больше всего понравились подвижные задания, игры с природными материалами, особенно с песком и водой, пластилином, игры со светом, магнитами и упражнения под музыку.

С целью исследования динамики изменений у детей с РАС, которые занимаются по программе «Ручки», нами были проведены входная, промежуточная и итоговая психологические диагностики. По каждой из этих психодиагностик были составлены протоколы, которые включали в себя следующие методики: «Покажи животное», «Шнуровка», «Вырежи фигуры», «Корректурная проба», анкета на сенсорные представления. В результате анализа полученных данных в ходе проведенных диагностик мы можем наблюдать положительную тенденцию в развитии навыков крупной и мелкой моторики, а также расширение сенсорных представлений у обучающихся с РАС.

Также у детей с РАС повысились коммуникативные умения, самостоятельность в выполнении заданий. Детям нравятся групповые занятия, они проявляют доброжелательность в общении с другими детьми, могут помогать друг другу. Дети с РАС на занятиях и после их проведения меньше проявляют нежелательное поведение, так как на них они могут снять сенсорную перегрузку, расслабиться.

Также на основном этапе реализации нашего проекта была проведена работа с родителями детей с РАС. Было проведено анкетирование для получения обратной связи. Родителями было отмечено, что детям нравятся эти занятия, было замечена положительная динамика.

На заключительном этапе реализации нашего проекта нами были проанализированы полученные результаты. В результате внедрения нашей программы мы можем сделать следующие выводы за год нашей работы:

1. Дети с РАС положительно реагируют на занятия по программе проекта «Ручки» по развитию мелкой моторики и сенсорной интеграции.

2. Было выявлено, что дети после занятий по данной программе чувствуют себя комфортно. Снижается нежелательное поведение.

3. Уровень навыков мелкой моторики повысился, расширились сенсорные представления у детей с РАС в сравнении с диагностикой на начало учебного года и диагностикой на конец учебного года.

4. Манипулятивные действия с мелкими предметами стали более точными у 50% детей с РАС, посещающих занятия по программе внеурочной деятельности «Ручки».

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что программа внеурочной деятельности «Ручки» показала свою эффективность.

Литература:

1. Богдашина, О.Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему// Сибирский вестник специального образования. №2. Т. 6. 2012. С. 1-24

2. Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – 2014. - №5. – С. 495-497. – URL https://moluch.ru/archive/64/10336

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 387-410

4. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. – М. 1973.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика