Габидуллина Зульфия Бариевна,
директор ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ОВЗ»,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Проблема познавательной активности – одна извечных проблем педагогов. Психологи и прошлого, и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
Современная педагогика характеризуется необычайным разнообразием: разные государственные программы, экспериментальные учебники, появление новых учебных предметов и т.д. и возникает необходимость пересмотреть содержание и формы обучения, с тем чтобы новыми нетрадиционными средствами активизировать процесс получения и приобретения знаний.
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.
Для различных обучающихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности обучающихся в учебном процессе – это динамичный, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя помочь ребенку перейти с нулевого на относительно активный уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.
Нулевой уровень. Обучающимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя.
При восприятии учебной задачи эти обучающиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу: не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников: обычно оказываются не в состоянии самостоятельно решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Обучающиеся с нулевой активностью обычно не имеют высоких оценок по основным предметам.
Занимаясь с этой группой, мы должны помнить о том, что эти дети медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. Но не следует предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода от одного вида деятельности на другой. Поскольку импровизация для них трудна, следует давать им время для обдумывания ответа, а в момент ответа не перебивать и не задавать неожиданных и каверзных вопросов «на понимание».
Непросто, но желательно установить добрые отношения с такими обучающимися. Основным прием, помогающим наладить эти отношения, является «эмоциональное поглаживание»: обращение к обучающемуся только по имени, похвала, одобрение, добрый, ласковый тон.
Психологи говорят, что «легче делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых детей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, дети сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».
В классе, где обучающихся с нулевым уровнем познавательной активности большинство, учителям можно посоветовать проводить минутки психологической разгрузки или «эмоциональной подзарядки». Использовать шутки, загадки, скороговорки. Этим несложным приемом можно снять напряженность на уроке, настроить обучающихся на нужную тему. Деятельность учителей в классе, где преобладают обучающиеся с нулевым уровнем познавательной активности, должна быть направлена на создание особой эмоциональной атмосферы урока, настраивающей детей на включение в учебный процесс.
Тогда возникает цепочка: состояние комфортности ученика - отсутствие страха - появляется чувство уверенности - ожидание встречи с данным учителем, ожидание его уроков. И тогда создаются психологические предпосылки для перехода ученика на более высокий познавательный уровень.
Относительно-активный уровень.
У обучающихся данного уровня заинтересованность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями.
Такие дети охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению. Эпизодически могут удивлять учителя правильными ответами.
Внимание таких обучающихся можно «держать» вопросами, которые задают сами дети.
Можно ввести (практически на любом уроке) правило: в конце урока обучающиеся должны задать 5-6 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает обучающимся вычленить главное.
Некоторые обучающиеся данной группы часто бояться приступить к выполнению учебного задания, так как оно кажется им слишком большим и сложным. Поэтому можно предложить сделать все задания, но на полях особым значком отметить место, до которого оно будет проверяться.
Обучающимся с относительно-активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия. Естественно, если учитель научит их этим пользоваться.
Как и для обучающихся с нулевым уровнем активности, для этих школьников важную роль играет эмоциональная поддержка. Однако эмоциональная форма преподнесения материала может улучшить урок, но она не обеспечивает овладения знаниями в полном объеме.
Для этих детей необходимо поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной педагогической работы ученик начинает испытывать эмоциональный подъем от учебных ситуаций. Достигнув успеха, он захочет повторить и упрочить его: проявить готовность к интеллектуально-волевым усилиям.
Именно умение подчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели отличает обучающихся с относительно-активным уровнем познания.
Обучающиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие обучающиеся систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Они осознанно воспринимают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.
Именно на таких обучающихся опирается учитель при изучении новой темы. Они выручают в трудных учебных ситуациях (открытые уроки). Главное учебное достоинство этих обучающихся – это стабильность.
В эту группу входят и те, кто мыслит «озарениями». Иногда такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень высокий уровень знаний. Эти обучающиеся начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят обучающимися с нулевым уровнем активности. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких обучающихся достаточно актуальна.
Основными приемами, стимулирующими учащихся с активным уровнем, можно назвать все проблемные, поисковые, эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
Можно предложить создание для обучающихся этой группы ролевые ситуации.
Основная стратегия учителя в работе с обучающимися заключается в том, чтобы побуждать ученика к самостоятельности в учении, а для этого в нашей школе-интернате за последнее время делалось очень многое – это и занятия по эвристике, групповые тренинги, занятия в кружках художественно-эстетического цикла, внеурочная деятельность различной направленности.
И еще один немаловажный аспект. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя. Для этого необходимо напряжение ума и воли обучающихся.
Урок – это всегда «езда в незнаемое», даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Урок должен формировать интерес к предмету, потребность в познании вообще. В этом мы убеждаемся на открытых уроках, мероприятиях наших учителей и воспитателей . Педагоги демонстрируют тщательно продуманную организацию общения, позволяющую развивать у обучающихся интерес к обучению и познавательной деятельности.
И в заключении – некоторые пожелания учителям, воспитателям, всем взрослым – будьте терпеливы. Не ждите «быстрых» результатов от детей с ЦП, результаты будут, но для этого нужно время. Не забывайте о доброжелательности: начинайте урок или мероприятие с небольших эмоциональных разминок, чтобы «разогреть детей», помните о равноправии. Каждый ребенок имеет право учиться и самовыражаться посредством игр, экспериментов, движений, ощущений и творчества. Прием, уважение, чувство принадлежности к группе и уверенность в себе – являются основами развития ребенка и образовательного процесса.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |