ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семенова Е.П.,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ «Казанская школа № 172 для детей
с ограниченными возможностями здоровья»


Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки - являются важнейшими задачами, которые стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением.

В настоящее время наука и техника развиваются быстро, и компьютеры используются практически во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Важно, чтобы человек умел грамотно владеть и управлять информацией, правильно мыслить и умело организовать свою деятельность.

Наука требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

В современном образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях личностно—ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта, социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей. Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Чтобы правильно организовать коррекционно-педагогическую работу нужно знать сложную структуру дефекта и понимать то, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» получают образование на базе специальных образовательных учреждений или образовательных учреждений интегрированного типа. Среди таких детей имеется отдельная группа лиц, кто не может посещать образовательное учреждение в силу ограничений по состоянию здоровья, и которая часто лишена возможности получить качественное образование. В связи с этим приоритетной задачей российской образовательной системы было и остаётся предоставление широким слоям населения эффективного, качественного и доступного образования.

Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» — это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе, что позволяет адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного человека. Он может активно виртуально общаться с учителями и сверстниками в режиме он-лайн. Таким образом, посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации. На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации.

Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ и проблем, требующих своего разрешения. К достоинствам дистанционной формы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития можно отнести:

-доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;

-социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество;

-широкий охват аудитории обучающихся;

-учет индивидуальных особенностей детей;

-интерактивность обучения;

- пространственная и временная безграничность обучения;

-постоянное технологическое совершенствование (например, использование моделирования);

-качественное образование детей с ОВЗ;

-поддержка семьям детей-инвалидов.

Трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

Необходимо помнить, что в системе образования дистанционное обучение отвечает важнейшему принципу- принципу гуманистичности, согласно которому, никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Гуманистический принцип дистанционного обучения означает направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств.

Основными направлениями деятельности по организации дистанционного обучения в субъекте российской Федерации являются создание центра дистанционного образования; подбор и подготовка педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; подключение центров дистанционного образования и мест проживания детей-инвалидов и учителей к сети Интернет; обеспечение участников дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения; оказание информационно- методической поддержки деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов (обучающие мероприятия, разработка учебно-методических материалов); обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.

Литература:

1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ под общ.ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

2. Интернет-технологии-образованию/ под ред. В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. СПб.: Питер, 2003.

3. Мясникова М. С. Инновации в образовании// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар.науч.конф. (г. Уфа, ноябрь, 2013г.) – Уфа: Лето 2013. – с.149-151.

3. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.

4. Педагогические технологии дистанционного обучения/ под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006.

5. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / под ред. З. О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 6. Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм об- учения//Информатика и образование. 2009.№ 1. с. 87–88.

7. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб., 2002.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика