ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хоменко Марина Владимировна, директор
Садикова Венера Рашитовна, заместитель директора по УР
Вахрушева Анна Владимировна, психолог,
Сафина Наиля Ильдаровна, логопед,
МБОУ ««Школа №156», Советский район г.Казань


Аннотация: в статье рассматриваются особенности общения младших школьников с РАС; а также методы психолого-педагогической коррекции, способы развития коммуникативных навыков. Необходимо отличать речевые навыки от коммуникативных. Часто для невербальных аутистов ставят задачу обучить их говорить, как самую важную. Но, на самом деле, главной проблемой этих детей является именно нарушение коммуникативных навыков.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС), детский аутизм, коммуникативные навыки, дезадаптированное поведение, взаимодействие со сверстниками, развитие общения, младшие школьники с особенностями поведения, невербальные и вербальные средства общения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных исследователей и педагогов, мы проанализировали методы, способствующие развитию коммуникативных навыков у детей с РАС.

Анализ проблемы стал основой для разработки алгоритма формирования коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г.Казани для обучающихся 1-4 классов.

Цель данной работы: создать психолого-педагогические условия для формирования коммуникативных умений у обучающихся с РАС в 1-4 классах.

Задачи:

1. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего.

2. Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

3. Проведение педагогической работы по формированию потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, обучению использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

4. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др.

Были разработаны следующие направления деятельности:

1. Диагностическое направление:

- карта педагогического обследования младших школьников с РАС (коммуникативная сфера),

- опросник «Коммуникация» для родителей

2. Коррекционно-развивающее направление.

Система психолого-педагогической коррекции по обучению навыкам коммуникации включает следующие направления:

I. Формирование базовых коммуникативных функций.

II. Формирование социоэмоциональных навыков.

III. Формирование диалоговых навыков.

Были применены следующие методы:

- метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения, осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка (E.G. Carr);

- социальные игры (имитационные игры, игры с переходом ходов, хороводные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);

- упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);

- проведение индивидуальных бесед на доступном для ребенка уровне.

Формы: обучение проходит в основном в индивидуальной форме. Закрепление конкретного коммуникативного навыка в малой группе осуществляется только тогда, когда ребенок способен самостоятельно использовать его при взаимодействии с окружающими.

Переход от индивидуальной к подгрупповой форме работы осуществляется по следующей схеме:

1) формирование коммуникативного навыка в паре: ребенок – логопед, ребенок-психолог, ребенок-учитель, ребенок-ребенок;

2) закрепление коммуникативного навыка в паре с другими специалистами, работающими с ребенком (логопедом, психологом, учителем) и учащимися;

3) закрепление коммуникативного навыка в малой группе (2-4 обучающихся) при участии учителей, тьютора, дефектолога, логопеда, психолога.

Диагностика коммуникативных навыков у детей с аутизмом включала несколько видов:

1. выявление особенностей коммуникативных навыков у детей с РАС:

- виды коммуникации, используемые ребенком в процессе общения (вербальная и невербальная коммуникация, альтернативные средства коммуникации);

- возможности коммуникации (выражение просьб, нежелания, комментирование своих действий, сообщение о своих чувствах);

- сфера общения ребенка;

- специфические коммуникативные нарушения (мутизм, наличие эхолаличной речи, разговор с самим собой, трудности употребления личных местоимений, повторение фраз из книг и фильмов без связи с ситуацией, трудности установления адекватного визуального контакта).

2. Оценка уровня сформированности базовых коммуникативных функций:

- просьбы/требования;

- ответная социальная реакция;

- комментирование и сообщение информации;

- запрос информации.

3. Оценка уровня сформированности социоэмоциональных навыков:

- выражение эмоций/сообщение о своих чувствах;

- навыки просоциального поведения;

4. Оценка уровня сформированности диалоговых навыков:

- вербальные диалоговые навыки;

- невербальные диалоговые навыки.

В ходе реализации психолого-педагогической коррекции обучающихся формировались потребность в общении и позитивное отношение к другим людям, развивалась способность адекватно выражать различные коммуникативные намерения. Занятия проводились 4 раза в неделю (2 занятия с логопедом, 1 занятие с психологом, 1 занятие с дефектологом) по 20-30 минут в период с сентября 2017 года по май 2018 года. Также закреплялись коммуникативные навыки в классах с обучающимися в сопровождении тьютора. Всего было проведено 140 занятий.

По окончании коррекционной работы была повторно проведена диагностика учащихся с РАС (контрольное измерение).

Анализ результатов показал, что у детей с РАС появились друзья. Дети научились определять настроение, слушать и понимать собеседника, научились обращаться с просьбой.

Таким образом, после проведенной коррекционной работы у учащегося с РАС появилась потребность в общении, в понимании другого человека, школьник начал вступать в контакт с определенной группой сверстников. У него появились элементарные средства общения, которые позволяют приветствовать товарищей, выражать просьбу.

В заключение хотелось бы отметить, что благодаря целенаправленной работе по формированию коммуникативных навыков младший школьник с РАС стал более социализированным, в некоторой степени научился взаимодействовать со сверстниками без посторонней помощи, у него снизилось агрессивное поведение, учащийся научился выражать свои просьбы и желания самостоятельно.

Литература:

1. Метляева Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 51-53.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика