ПРОЕКТ «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Магер Марина Олеговна,
педагог ресурсного класса,
учитель 1 квалификационной категории
МБОУ «Школа №1» Вахитовского района г.Казани


Аннотация: Статья посвящена анализу функционирования проекта «Открытая школа», действующему на базе МБОУ «Школа №1» Вахитовского района г. Казани. Данный проект дает возможность учащимся с расстройством аутистического спектра взаимодействовать с городом вокруг них, развивает их навыки социального взаимодействия, а кроме того, позволяет снизить стигмацию общества по отношению к детям с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, «мягкие» навыки, социальное взаимодействие, социально – приемлемое поведение, стигмация.

Среди проблем, с которыми сталкиваются дети с расстройством аутистического спектра, можно назвать нарушение у них так называемых «мягких» навыков – адаптивности, коммуникабельности, эмпатии и культурной чуткости. Это проявляется, например, в сложностях в налаживании контакта с собеседником, в неумении «дождаться своей очереди». Нейротипичные дети учатся этим навыкам в ситуациях общения, детей с РАС часто нужно подробно им обучать.

Однако обучение, это дети чаще всего получают только в школе. Работа над коррекцией мягких навыков, проводящаяся только в стенах учебного заведения, не генерализируется вне школьных стен. Таким образом, навык не закрепляется, а, следовательно, эффект от работы педагогов над развитием у обучающихся с РАС навыков социального взаимодействия менее заметен.

Вариантов решения этой проблемы не мало. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к мировому опыту. Интересный и оптимальный, на мой взгляд, способ разрешения данного вопроса предлагает педагогическое сообщество Дании. Следуя обязательной для всех учебных заведений этой страны концепции «открытая школа», дети должны как можно чаще взаимодействовать с городом вокруг них – выезжать куда-нибудь за пределы школы, чтобы наглядно продемонстрировать в магазине, для чего нужны, например, навыки устного счета.

Прежде чем использовать возможности данной концепции в нашей стране, необходимо уточнить, что согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребенок имеет право на образование. Данный Закон устанавливает право обучающихся на предоставление специальных условий с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. К числу таких условий можно отнести наличие адаптированных образовательных программ, тьюторов, а также специальной комнаты, в которой дети смогли бы снять накопившееся напряжение. Однако всего вышеперечисленного оказывается недостаточно для коррекции нарушенных у наших учеников навыков социального взаимодействия.

Для решения проблемы социальной адаптации обучающихся с РАС в полном объеме, необходимо проводить работу над коррекцией навыков коммуникации как в школе, так и в магазине, в зоопарке, кафе и других общественных местах. Поэтому с апреля 2019 года в нашей школе запущен проект «Открытая школа», позволяющий обеспечить связь инклюзивного образования с интеграцией учащихся 1-4 классов с РАС в общество.

Среди целей, которые мы ставили перед собой, инициируя работу данного проекта, можно назвать необходимость коррекции навыка сотрудничества и социального взаимодействия у детей с РАС и создания среды, в которой можно преодолеть социальную изолированность. Необходимо также преодолеть негативные установки окружающих по отношению к особенным детям.

Среди задач проекта можно выделить следующие (в части работы с обучающимися с РАС):

• научить школьников социально приемлемым формам поведения при взаимодействии со сверстниками;

• научить их правильному обращению с деньгами;

• обучить детей самостоятельно обращаться к работнику магазина, кассиру и др. сотрудникам различных учреждений для получения необходимой информации;

• научить детей ориентироваться в городской среде, пользоваться инфраструктурой.

В результате такого взаимодействия учеников с РАС с нейротипичными сверстниками и взрослыми не только в стенах школы, но и в кинотеатре, зоопарке, гончарной мастерской и других местах, у первых генерализуются полученные навыки социального взаимодействия. В дальнейшем это позволит применить полученные знания в других социальных ситуациях.

Проект «Открытая школа» новый в Татарстане, и на пути его реализации возникает ряд трудностей. Известно, что во всем мире люди с РАС часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией. Конечно, стереотипы способны порой затмить адекватность восприятия мира, но, только преодолев стереотипы, мы сможем добиться по возможности полного включения детей с РАС в общественную жизнь, что позволит им в конечном итоге реализовать свои потенциалы и таланты.

Этапы реализации проекта:

1. проведение входного тестирования уровня развития навыков социального взаимодействия у детей с РАС (используя протоколы ABLS).

Тестирование проводится методом наблюдения за поведением ребенка в среде сверстников и взрослых людей, например, учителей. Таким образом, определяются способность детей с РАС вести себя в обществе социально - приемлемым образом, адекватность реакции на прикосновения, уровень заинтересованности поведением других людей, время, которое ребенок может смотреть на других, желая вступить в социальное взаимодействие с ними, выполнение ребенком простых инструкций, ответ на приветствие и многое другое.

В результате тестирования выявились трудности у части наших учащихся с РАС в умении ориентироваться в городской среде, налаживании коммуникации и социальном взаимодействии. Это проявляется в неумении оценить реакцию другого человека и понять, заинтересован ли их собеседник в чем-либо, неспособности передавать сообщения от одного человека к другому, а также неумении задать вопрос, чтобы получить информацию.

2. планирование мероприятия, связанного с выходом за стены образовательного учреждения:

• составление общей программы мероприятия,

• определение условий и необходимых ресурсов,

• составление безопасного маршрута,

• составление социальной истории (ожидаемое поведение и действия учащегося в ходе мероприятия),

• проведение мероприятия,

• подведение итогов.

3. проведение промежуточного мониторинга уровня развития навыков социального взаимодействия у детей с РАС.

Результаты промежуточного мониторинга уровня развития навыков социального взаимодействия у наших учащихся с РАС после проведения первого мероприятия (два похода в продуктовый магазин) показали положительную динамику: на 35% повысился показатель детей, смотрящих на собеседника, чтобы вступить в социальное взаимодействие, на 40% выросло количество детей, берущих предложенные стимулы (например, продукты, которые дал им продавец) и на 1/3 выросло количество детей, самостоятельно выполнивших простые инструкции.

17 мая (первое посещение магазина) самостоятельно обратились к продавцу и поздоровались - 2 человека, остальные сделали это с напоминанием. 24 мая (второе посещение) – уже 4 наших ученика самостоятельно обратились к продавцу.

4. проведение итогового анализа развития навыков социального взаимодействия у детей с РАС.

Коллектив ресурсного класса школы планирует следующие мероприятия по отработке навыков социального взаимодействия. В январе и марте 2020 года посетили выставочный зал «Манеж» в Казанском Кремле и Национальный комплекс «Туган авылым». В планах - посещение гончарной мастерской и зоопарка.

Тема проекта универсальна и подходит для любых образовательных учреждений, в которых обучаются дети с РАС. От специалистов требуется только установить контакт с организацией, которую планируется посетить, составить план подготовки и позаботиться о безопасности детей во время пути. Но, конечно, усилия по подготовке детей с РАС к жизни в «нормотипичном» мире должны предприниматься не только изнутри, но и снаружи. И здесь, без сомнения, не обойтись без хороших людей, а их – хороших людей – большинство.

Литература.

1. Другая школа. Откуда берутся нормальные люди? /А. Мурашев; Кальницкая, Т. — Москва: Эксмо-Пресс, 2019. — 352с.

2. Игнат и другие /Мазурова Ю., Билунов Д.; Парлашкевич А. — Москва: Бомбора, 2019. — 256с.

3. Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире /Т. Уокер; Перевод с английского- Т. Мамедова. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 256с.

4. Социальные истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом /Кэрол Грей; Пер. с англ.- У. Жарниковой, науч. ред. С Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. — 432с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика