ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ЕГО НОРМОТИПИЧНЫМИ СВЕРСТНИКАМИ С ПОМОЩЬЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»

Файзуллина Ольга Сергевна,
педагог ресурсного класса,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51»
Вахитовского района г.Казани


Аннотация: процесс инклюзивного образования с каждым годом становится все активнее в среде общеобразовательных школ. Для успешной реализации обучения детей с особыми образовательными потребностями необходимо создание новых условий и проектов, с целью совершенствования навыков обучения и социального взаимодействия между разными звеньями цепочки инклюзивной практики. Проект необходим для нормализации отношений между ребенком с расстройством аутистического спектра, педагогами образовательных учреждений, нормотипичными детьми и родителями посредством совместной деятельности.

Ключевые слова: ребенок с расстройством аутистического спектра, инклюзивное образование, социальный проект, технология, коммуникация.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований [3]. Данный вид нарушения относится к детям с расстройством аутистического спектра (далее РАС).

Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:

• недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

• отгороженность от внешнего мира;

• слабость эмоционального реагирования;

• возможность агрессивной реакции;

• чувствительная реакция на зрительные слуховые раздражители;

• приверженность к сохранению неизменности окружающего;

• однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

• разнообразные речевые нарушения [7].

Дети с РАС имеют трудности в общении и межличностном взаимодействии, так же наблюдаются проблемы в поведенческой сфере. В школьных условиях чаще всего наблюдаются проблемы социального взаимодействия, трудности привыкания к новым условиям, организации поведения и усвоения дисциплинарных норм. Ряд отечественных и зарубежных теорий объясняет эти особенности нарушениями аффективной сферы (Лебединский, Бардышевская, Никольская, Баенская, Либлинг, Hobson, Tinbergen) [4].

Проблемы в поведенческой сфере затрудняют высвобождение у детей с РАС имеющегося у них потенциала в школьной среде. Они не умеют выражать собственные чувства и эмоции общепринятыми нормами и правилами, что приводит к негативизму со стороны сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала, обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования [5].

Актуальность - с включением детей с расстройством аутистического спектра в массовую школу многие педагоги, родители и сами дети с нормотипичным развитием столкнулись с проблемами в построении взаимоотношений с детьми с РАС. Из-за особенностей психофизического развития детям с РАС бывает трудно контролировать свои негативные эмоциональные переживания, которые пугают педагогов и сверстников. Этот проект необходим для нормализации отношений между ребенком с РАС и нормотипичными детьми посредством совместной деятельности. Проект поможет педагогам общеобразовательных учреждений лучше понять природу аутизма и научиться работать с особенными детьми. Родителям детей с аутизмом поможет принять своего особенного ребенка и научиться с ним взаимодействовать.

Цели проекта:

1. развитие умения социально приемлемым способом выражать свои чувства и эмоции;

2. развитие социального взаимодействия со сверстниками посредством совместной деятельности;

3. развитие толерантности у нормотипичных сверстников.

Задачи проекта:

1. научить ребенка с РАС ориентироваться во внешнем мире, в своих чувствах и эмоциях;

2. научить ребенка с РАС контролировать негативные эмоциональные реакции;

3. обучить ребенка с РАС простым навыкам контакта, а в дальнейшем и более сложным формам поведения;

4. повысить уровень компетенции родителей, воспитывающих ребенка с РАС;

5. сформировать у педагогов умение работать с детьми с РАС;

6. обучить нормотипичных сверстников адекватному и толерантному отношению к ребенку с РАС.

Участники проекта: ресурсный педагог, тьюторы, дети с расстройством аутистического спектра, родители детей, педагоги образовательного учреждения, младшие школьники с нормотипичным развитием.

Этапы реализации проекта:

1 этап «Подготовительный»;

2 этап «Основной» (работа над проектом);

3 этап «Заключительный».

В первый этап входят такие элементы работы как:

• Подбор методической литературы, информации через интернет;

• Педагогический совет. Тема «Инклюзивное образование в ресурсном классе»;

• Тренинг для педагогов на готовность принять ребенка с РАС в общеобразовательное учреждение;

• Классный час для начальных классов «Мы вместе».

Во второй этап входят такие элементы работы как:

• Сенсорные игры с детьми с РАС (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные);

• Беседы с родителями, консультации по результатам проходящих игр, мероприятий;

• Консультация с родителями «Общение с аутичным ребенком»;

• Совместная игровая деятельность детей с РАС и их нормотипичных сверстников в классе, на переменах с помощью настольных игр, музыкальных упражнений;

• Посещение ресурсного класса нормотипичными детьми;

• Постепенное включение ребенка с РАС в урок регулярного класса;

• Совместное посещение школьных мероприятий детей с РАС и их нормотипичных сверстников.

В основной блок по развитию социального и коммуникативного взаимодействия входят технологии и средства сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в процессе обучения в условиях образовательной организации.

Когнитивно-поведенческий тренинг. Эта технология используется при тренировке саморегуляции эмоций, в развитии самоконтроля и управлении импульсами, в улучшении поведения.

Тренинг социальных навыков. Он включает в себя групповое или индивидуальное обучение детей с РАС взаимодействию с типично развивающимися сверстниками.

Технология самоменеджмента. Еще один метод, использование которого предполагает обучение детей с РАС самостоятельно регулировать свое поведение.

Технологии «вмешательства, опосредованные сверстниками». Обучение детей с РАС при поддержке нормотипичных сверстников различным способам социального взаимодействия.

Технология «Арттерапия». Арттерапия способствуют развитию творческого воображения, фантазии, развитию речи, улучшению ощущения собственного тела, а главное — приобретению навыков взаимодействия с родителями, учителями, другими взрослыми и детьми. Ребенок с РАС получает возможность для самовыражения и самопознания.

В третий этап входят такие элементы работы как:

• Двигательные игры детей с РАС для развития коммуникативной функции;

• Коммуникативные игры для детей с РАС с целью формирования эмоционального контакта;

• Практические советы родителям по воспитанию и обучению ребенка с РАС;

• Практические советы педагогам по вопросам обучения детей с РАС в общем классе;

• Классный час для нормотипичных детей «Что такое доброта»;

• Индивидуальное консультирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми с РАС.

Результаты. На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани были разработаны и реализованы адаптированные образовательные программы обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1), (вариант 8.3).

Проект по развитию социального и коммуникативного взаимодействия «Учимся вместе» успешно воплощен в жизнь, посредством распространения передового педагогического опыта на тренингах, мастер-классах и открытых уроков по развитию компетенции учителей, родителей и детей с нормотипичным развитием.

Были внедрены особые формы и методы развития эмоциональной сферы детей с РАС и их нормотипичных сверстников с помощью дыхательной гимнастики, музыкальных перемен, игр с солью и крупами, настольных игр.

Особо важно подчеркнуть значимость совместных уроков (классных часов) детей с РАС и их нормотипичных сверстников. Они необходимы школе, где обучаются особенные дети, так как именно там они учатся общаться и понимают необходимость помощи людям с особенностями в развитии.

Показатели эмоционального дискомфорта и негативных поведенческих реакций у детей с РАС снизились на 50 % по результатам психолого-педагогической диагностики на конец учебного года. Появился интерес к внешнему миру, к играм и одноклассникам. Проявляют потребность в социальном контакте.

По результатам анамнестических данных и протоколам консультаций родителей многие вопросы по обучению и воспитанию ребенка с РАС дома были решены. Так, в начале учебного года более 40 % родителей ресурсного и регулярного класса испытывали затруднения в процессе коммуникации и взаимодействия со своими детьми. На конец учебного года запросы от родителей сократились до 10%.

По результатам анкетирования педагогов школы (начальное звено) - появилось представление о способах и методах обучения детей с особенностями в развитии. Так, в начале учебного года у 80% педагогов отмечались трудности в построении взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с отсутствием представлений об индивидуальных особенностях детей с расстройством аутистического спектра. В рамках проекта «Учимся вместе» повышался уровень профессиональной компетенции учителей начальных классов. К концу учебного года лишь у 20% педагогов были замечены проблемы в освоении новых образовательных условий.

Отмечается положительная динамика в рамках работы по развитию сотрудничества и коммуникации между детьми с РАС и их нормотипичными сверстниками. Так, дети, развитие которых соответствует возрастной норме, стали принимать и помогать своим особенным одноклассникам, появилось чувство ответственности и взаимопомощи.

Литература:

1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // – М.: Просвещение, 1991. – 53 с.

2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук // – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

3. Нестерова А.А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф.Суслова // Образование и наука. – 2016. – № 2 (131). – С. 121-131.

4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М – М.: Теревинф, 1997. – 341 с.

5. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Том 15. – № 1. – С. 4–14.

6. Трофимова В. И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.03 / Трофимова Валентина Ивановна. – М., 2008. – 12 с.

7. Федорова А.С. Особенности развития и психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра / А.С. Федорова // В сборнике: Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы Сборник материалов научно-практической интернет-конференции. – 2013. – С. 28-32.

8. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125с.

9. Хотылева Т.Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ для детей с РАС / Т.Ю. Хотылева // М.: Аутизм и нарушения развития. – 2014. – № 1 (42). – С. 19-25.

10. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.Янушко // М.: Теревинф, 2004. – 94 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика