Садретдинова Оксана Ильнуровна,
старший воспитатель,
Иксанова Альфия Мингалиевна,
учитель – логопед,
Гилязова Айгуль Салиховна,
инструктор по физической культуре,
Ишкинина Ирина Владимировна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №67 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г. Казани.
Ключевые слова: проект, здоровьесберегающая среда, коррекционно – оздоровительная работа, гуманизм, толерантность.
Описание проблемы, на решение которой направлена разработка
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, особенно остро стоит проблема ухудшения здоровья детей. В связи с этим больше детей нуждаются в особых образовательных подходах в ДОО.
Дошкольный возраст - решающий в формировании фундамента физического и психического здоровья, так как именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим, закладывается основа здоровья на всю жизнь. Первостепенными направлениями деятельности любой дошкольной образовательной организации являются: создание условий для сохранения здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности дошкольника.
Инклюзивное образование как инновационный процесс помогает осуществлять воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями на основе полноценной реализации их прав на получение доступного образования. Обеспечивается это созданием необходимых условий, позволяющих адаптировать образование к индивидуальным особенностям подрастающего человека, его психическим и физическим возможностям.
Чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Цель и задачи разработки
Основной целью инклюзивного образования в ДОО является создание условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация образовательного развивающего пространства для всех воспитанников, позволяющего детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание.
Задачи инклюзивного образования, которые решаются в ДОО:
- укрепление и сохранение здоровья;
- создание комфортного, уютного пространства для каждого ребенка;
- создание среды, содействующей гармоничному развитию личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, педагогов и социального окружения;
- формирование у детей общей культуры, овладение навыками правильного поведения, умения общения;
- коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей, повышение интеллектуальных и личностных качеств.
При этом учитываются следующие принципы:
? Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка.
? Принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.
? Принцип семейно-ориентированного сопровождения предполагает принятие семьи, как неотъемлемой части инклюзивного образовательного пространства, включение родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.
? Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы с конкретным ребенком, так и с группой в целом.
Реализация разработки
В ДОО функционируют 15 групп, из них:
1. Три группы комбинированного вида для детей с ТНР (ОНР):
- старшая возрастная группа №6 (всего воспитанников 26, дети с нарушением речи -14, 1 ребенок инвалид),
- подготовительная к школе возрастная группа №1 (всего воспитанников 31, дети с нарушением речи -16, из них 1 ребенок - инвалид),
- подготовительная к школе возрастная группа №7 (всего воспитанников 31, дети с нарушением речи -20, из них 2 ребенка - инвалида),
2. Разновозрастная группа компенсирующего направления с нарушением опорно – двигательного аппарата (15 детей - инвалидов).
3. Разновозрастная группа комбинированного вида (ЗПРР, нарушение интеллекта), всего 28 воспитанников, из них 2 ребенка - инвалида. Нарушения проявляются в виде различных познавательных, речевых отклонений, расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.
4. Остальные группы общеразвивающего вида, в которых 2 ребенка с инвалидностью.
Все пребывание ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОО имеет коррекционно-развивающую направленность. Модель планирования работы специалистов ДОО с детьми с ОВЗ заключается в том, что основой коррекционной работы с детьми является индивидуальный подход – лучшая инклюзивная практика ДО.
Детям с ОВЗ, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, свойственно отставание в развитии двигательной активности, характеризуемой плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений.
Коррекционная деятельность специалистов ДОО будет эффективна только в тесной взаимосвязи, что поможет сохранить и обогатить здоровье детей с ОВЗ.
Специфика сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО построена на участии всего коллектива (воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (ЛФК), педагог – психолог, медицинская сестра, музыкальный руководитель) в создании условий для благоприятного развития детей дошкольного возраста. Работая в идеологии «команды», каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
Этапы реализации проекта:
• Подготовительный этап. Глубокое теоретическое изучение проблемы и создание системы работы специалистов ДОО по использованию здоровье-сберегающих технологий в коррекционно – оздоровительной работе с детьми с ОВЗ.
• Практический этап. Реализация здоровье-сберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе специалистами ДОО в соответствии с индивидуальным планом работы с детьми с ОВЗ.
• Заключительный этап. Анализ работы, обобщение и оценка результатов и прогнозирование дальнейшей деятельности всех участников образовательного процесса.
Цели и методы работы каждого субъекта сопровождения
Результаты
Базовыми формами и методами эффективности реализуемого проекта являются:
-комплексное изучение наличия положительной динамики в развитии детей, участвующих в инклюзивном проекте;
- административный контроль и самооценка деятельности каждым участником педагогического процесса;
- анализ результатов анкетирования родителей и социума;
- внешняя экспертная оценка результатов инновационного проекта.
Эффективность проекта подтверждается следующими показателями:
- качество реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
- успешность обучения выпускников детского сада с ОВЗ в условиях общеобразовательных и коррекционных классов;
- повышение профессиональной компетентности сотрудников;
-педагогическое развитие родительского сообщества.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровье-сбережению и применению их в практической деятельности в области инклюзивного образования, можно сделать вывод, что использование здоровье-сберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями даёт положительные результаты:
? снижение уровня заболеваемости, повышение работоспособности, выносливости;
? развитие психических процессов;
? формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
? развитие общей и мелкой моторики;
? активизация речевой деятельности;
? повышение уровня социальной адаптации.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Возможность трансляции данного опыта в другие образовательные учреждения.
Может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении, с возможностью поддержки со стороны ОУ – разработчика.
Для внедрения проекта «Здоровье-сберегающая модель организации коррекционно - оздоровительной работы в ДОО с детьми с ОВЗ в области инклюзивного образования», либо отдельных ее модулей в систему работы детского сада необходимо предпринять следующие шаги:
• Проанализировать образовательные программы, технологии оздоровления в дошкольном образовании в области инклюзивного образования для выявления наиболее значимых тем по данному направлению;
• Четко обозначить цель использования проекта;
• Продумать методическую систему использования технологии (адаптировать приведенные технологии, методы и формы под текущий материал);
• Создать авторский дидактический материал на основе образцов, описанных в модели (либо использовать предлагаемый разработчиками);
• Обеспечить систематичность в работе по здоровье сбережению в инклюзивном образовании.
.
Литература
1. Алферова Г.В., Мухтарова З.М. Социализация и социальная адаптация ребёнка-инвалида в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные исследования. 2013. № 4 (48). С. 120 – 126.
2. Анацкая Ю.Ю. Формирование культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения / Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VII-й Междунар. научно-практ. конф. – Челябинск, 2013.
3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. – СПб.: Речь, 2007. – 240с.
4. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности. СПб.: Питер, 2013. 80с.
5. Инклюзивное образование и его грани. Методическое пособие / авт.-сост. М.Н. Аюбова. – Душанбе: Ирфон, 2013. – 216 с.
6. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 52–61.
7. Киреева З.А. Методы психологического исследования. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 185с
8. Комплексная реабилитация и социальная интеграция детей-инвалидов с детским церебральным параличом: методическое пособие / Авторы – составители: Богданова Т.М., Быкова К.В., Камышникова Е.А., Малявко Н.С., Марковская Ю.В. Псков, 2013. 118с.
9. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М.: «Центр “Школьная книга”», 2010.
10. Сороковикова Л.П. Детская практическая психология. – М.: Флинта, 2014. – 190с.
Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. –52 с.
11. Тихомирова Л. Ф. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебно-метод. пособ. – Ярославль : Изд-во ЯГ- ПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. – 71 с.
12. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни // Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |