Лазарева Диана Раисовна,
педагог-психолог,
Садыкова Эльвира Альфритовна,
коррекционный воспитатель,
МБДОУ «ДОУ№12»
Аннотация: Пособие «Радужный цветок» предназначено для активизация познавательных процессов у детей с ОВЗ 3-7 лет через: изучение основных цветов, дней недели, развитие способностей художественного видения мира; закрепление знаний детей о временах года, их признаках; определение своего социально-эмоционального состояния; умение ориентироваться в пространстве «справа», «слева», «наверху», «внизу», «спереди», «сзади»; развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия.
Практически в каждом задании и упражнении есть игровой момент, который отражен в инструкции. Ребенок выполняет сложные «пространственные задачки», и с увлечением играет, помогая сказочному радужному цветку в выполнении заданий.
Ключевые слова: познавательные процессы у детей с ОВЗ, обучение детей с ОВЗ, развивающее игры для детей с ОВЗ
Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).
Согласно ФГОС дошкольного образования в организации процессов обучения и воспитания должен учитываться принцип вариативности, т. е. наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы в дошкольной педагогике.
В организации дидактической игры с дошкольниками с ОВЗ необходимо создать такие ситуации, которые обеспечивают развитие наиболее слабо развитых качеств важных для конкретного ребёнка или группы детей. Только тогда в работе с ребенком можно достичь эффективных результатов.
Детям с ОВЗ характерны расстройство в эмоционально-волевой сфере, низкая работоспособность, слабая познавательная активность и продуктивность работы в условиях учебной деятельности. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы.
Цель пособия: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать понимание устной речи взрослых;
- формировать умение действовать по алгоритму;
- формировать пространственно-временные представления.
Коррекционно-развивающие:
- обучать причинно-следственным связям;
- развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия;
- развивать умение выделять закономерность, сравнивать, классифицировать;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу с детьми и взрослыми;
- воспитать интерес к общению;
- формировать активность, навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Для решения данной проблемы, было создано многофункциональное дидактическое пособие «Радужный цветок» для детей с ОВЗ разновозрастной группы (3-7 лет) «Лекотека» в подгруппах 5-6 человек.
Дидактическое пособие «Радужный цветок» можно использовать также при:
• совместной деятельности взрослого и детей во время режимных моментов;
• непосредственно образовательной деятельности;
• самостоятельной деятельности.
Основные преимущества многофункционального пособия «Радужный цветок»:
1. Пособие повышает интерес к познавательной деятельности.
2. Деревянная текстура пособия создает дополнительный акцент для развития мелкой моторики рук.
3. При знакомстве с дидактическими наборами карточек и материалов у ребенка развиваются следующие познавательные процессы:
• мышление – ребенок учится анализировать, сравнивать, делать выводы;
• речь - активизируется пассивный и обогащается активный словарь ребенка;
• память – ребенок вспоминает события из своего жизненного опыта, рассказы взрослых.
4. Совместная игра развивает коммуникативные навыки.
5. Игровое пособие раскрывает творческий потенциал ребенка.
6. Формирует социальную позицию детей с ОВЗ.
При использовании многофункционального пособия «Радужный цветок», можно отметить положительную динамику в познавательной и речевой активности детей с ОВЗ.
Многофункциональное пособие «Радужный цветок» направленно для решения педагогических задач по семи блокам:
Блок 1. «7 цветов радуги», направленный на изучение основных цветов.
Блок 2. «7 дней недели», ориентированный на формирование пространственно-временных представлений.
Блок 3. «Живые сказки», направленный на развитие способностей художественного видения мира.
Блок 4. «Времена года», направленный на закрепление знаний детей о временах года, их признаках.
Блок 5. «Мое настроение», ориентированный на определение социально-эмоционального состояния.
Блок 6. «Живые страницы», направленный на умение ориентироваться в пространстве «справа», «слева», «наверху», «внизу», «спереди», «сзади».
Блок 7. «Озорные ручки и ушки», направленный на развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия.
Практически в каждом задании и упражнении есть игровой момент, который отражен в инструкции. С одной стороны, ребенок выполняет сложные «пространственные задачки», а с другой – с увлечением играет, помогая сказочному радужному цветку в выполнении заданий.
Сравнительный анализ результатов диагностики познавательной активности проводился по методике Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Диагностика в детском саду» у воспитанников контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования.
На основании данных, можно говорить о том, что положительная динамика в уровне развития познавательной активности воспитанников экспериментальной группы имеет место, но она несистемная и неоднородна. На контрольном этапе исследования в контрольной группе прослеживаются следующие изменения: восприятие «Разрезные картинки» высокий уровень не изменился (0%), средний уровень с 15% повысился до 23%, низкий уровень с 85% до 77%; мышление «Найди семью» - высокий уровень не изменился (0%), средний уровень повысился с 62% до 77%, низкий уровень понизился с 38% до 23%, память «Десять предметов» - высокий уровень повысился с 0% до 7%, средний уровень не изменился (31%), низкий уровень снизился с 69% до 62%, внимание «Домик» - высокий уровень не изменился (0%), средний уровень повысился с 38% до 46%, низкий уровень снизился с 62% до 54%, речь «Последовательные картинки» - высокий уровень не изменился (0%), средний уровень изменился с 15% до 31%, низкий уровень снизился с 85% до 69%.
На основании результатов повторной диагностики познавательной активности дошкольников контрольной группы можно говорить о том, что в основном преобладает низкий уровень познавательной активности.
Далее необходимо провести сравнительный анализ результатов диагностики познавательной активности воспитанников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализируя полученные результаты получаем, что положительная динамика в уровне развития познавательной активности воспитанников экспериментальной группы имеет место, но она несистемная и неоднородна. На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе прослеживаются следующие изменения: восприятие «Разрезные картинки» высокий уровень не изменился (0%), средний уровень с 12% повысился до 28%, низкий уровень с 88% до 72%; мышление «Найди семью» - высокий уровень не изменился (0%), средний уровень повысился с 65% до 80%, низкий уровень понизился с 35% до 17%, память «Десять предметов» - высокий уровень повысился с 0% до 10%, средний уровень изменился с 37% до 33%, низкий уровень снизился с 63% до 57%, внимание «Домик» - высокий уровень не изменился (0%), средний уровень повысился с 40% до 41%, низкий уровень снизился с 62% до 54%, речь «Последовательные картинки» - высокий уровень изменился с 0% до 2%, средний уровень изменился с 18% до 21%, низкий уровень снизился с 82% до 77%.
На основании результатов повторной диагностики познавательной активности дошкольников экспериментальной группы можно говорить о том, что в основном преобладает низкий уровень познавательной активности до эксперимента, после эксперимента на диаграмме прослеживается высокий уровень развития.
Проведенный сравнительный анализ подтвердил выявленную положительную динамику в области развития познавательной активности у детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования, что говорит о ее достоверности на контрольном этапе (после внедрения в ДОО авторского многофункционального дидактического пособия для детей с ОВЗ «Радужный цветок»).
Пособие «Радужный цветок» можно использовать как с детьми с ОВЗ, так и с нормально развивающими детьми в дошкольных учреждениях различных видов, а также в коррекционных школах младшего школьного возраста.
Литература:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2014. — 400 с.
2. Бочарова, Н.Б. Познавательный интерес как средство активизации творческой деятельности [Текст] / Н.Б. Бочарова // Изобретательство, т.11. № 2, -М., 2011.-С 15-20.
3. Мегедина Е.А. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания, а также универсального дидактического материала [Текст] / Е.А. Мегедина.// Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты . 2012. №1. С.79-87.
4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф.Обухова.– М.: Педагогическое общество России, 2018. 488 с.;
5. Шинкарёва, Н.А.Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры [Текст] / Н.А.Шинкарева, О.А.Евдокимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 102-104.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |