ПЕДМАСТЕРСКАЯ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Кухтина Нина Викторовна, педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Никитина Светлана Юрьевна, учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
МАДОУ №357 «Детский сад комбинированного вида»
Приволжского района (г.Казань)


Аннотация: Важным условием оказания помощи детям с ОВЗ является организация комплексного сопровождения всей семьи. Программа «Педмастерская», инновационный вид работы в детско-родительских группах, позволяет ставить задачи, которые невозможно решить при других формах работы. Занятия проводятся по авторской методике с привлечением к работе молодых педагогов. Одним из важных результатов данной работы является вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, «Педмастерская», совместные занятия с родителями, взаимодействие, эффективность

Согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. Основные задачи в работе с такими детьми – это формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения.

Часто воспитанники с ОВЗ гиперактивны, невнимательны, агрессивны, они не умеют адекватно общаться со своими сверстниками, обижают их, отнимают игрушки, дерутся. Все это ведет к тому, что в группе возникают конфликты между родителями: одни жалуются на воспитанников с ОВЗ, требуют, чтобы их перевели в другую группу, другие обвиняют противоположную сторону в том, что их дети черствы, невоспитанны и не умеют проявлять сострадания к своим сверстникам с ОВЗ. Что же делать, как помочь детям и родителям в этой ситуации? Многие из этих задач могут быть решены только при обучении в группе, а именно: формирование навыков взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками, усвоение норм и правил, которые приняты в группе и т. д. И здесь поддержка семей воспитанников с ОВЗ очень важна, поэтому, прежде всего, необходимо наладить взаимодействие со всеми членами семей этих детей. Следует отметить, что воспитание ребенка с отклонениями в развитии обычно нарушает весь привычный ритм жизни семьи и приводит к глубокой и продолжительной ее социальной дезадаптации. Часто родители не принимают своего ребенка, стыдятся его, отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Поэтому, важным условием оказания помощи ребенку с ОВЗ является организация комплексного сопровождения всей семьи. Такая работа ведется в разных формах: индивидуальная и групповые консультации, совместная работа родителями и детьми с ОВЗ.

В МАДОУ №357 наряду с выше перечисленными формами работы проводится новый инновационный вид работы в детско-родительских группах, условно названный нами «Педмастерская». Актуальность нашей работы в том, что занятия в нашей «Педмастерской» позволяет ставить задачи, которые невозможно решить при других формах работы, а именно: обучение родителей и детей навыкам коммуникации и социального взаимодействия, т.к. необходимы разные партнеры для общения; преодоление изоляции семей и их социализация; моральная и эмоциональная поддержка семей с детьми ОВЗ.

Целью работы является обучение родителей эффективному взаимодействию со своими детьми для дальнейшего формирования навыков общения, преодоления нежелательных форм поведения и социальной адаптации детей с ОВЗ.

В ходе реализации Программы решались следующие задачи:

1)информационная и психологическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах обучения и воспитания;

2)обучение детей и родителей навыкам коммуникации и социального взаимодействия;

3)преодоление социальной изоляции семей, создание условий для их социализации;

4)возможность получения родителями удовольствия от общения со своим ребенком, анализирование своих собственных действий по отношению к ребенку;

5)обучение детей: ориентироваться на партнера: уделять внимание действиями словам другого человека и пр.; взаимодействовать с другим человеком, развить навыки сотрудничества; распознавать эмоциональное состояние другого и адекватно на него реагировать.

Проект «Педмастерская» разработан педагогом-психологом Кухтиной Н.В. совместно с учителем-дефектологом Никитиной С.Ю. Сценарии к занятиям в «Педмастерской» пишутся педагогом-психологом и учителем-дефектологом с учетом особенностей воспитанников с ОВЗ. За основу занятий взят метод сказкотерапии, т.к. содержащиеся в сказках волшебные компоненты способствуют эмоционально-личностному развитию ребенка. Главная особенность наших занятий в том, что каждое задание в них бережно влияет на поведение дошкольников, прививая положительные черты характера, и развивает фантазию и воображение детей, умение выражать свои чувства и внимательно слушать другого, расширяет репертуар эмоций и эмоциональных состояний, помогает понять явления окружающего мира.

Большое значение на занятиях в «Педмастерской» уделяется музыке. Давно замечено, что дети особо чувствительны к музыке, музыкальным звукам, которые оказывают оздоровительное воздействие на организм в целом и способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей, влияют на чувства, эмоции и психику детей. Музыкально-игровой материал на занятиях распределяется таким образом, чтобы была обеспечена смена нагрузки с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а именно, эмоциональной, физической, умственной.

Программа «Педмастерская» разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие личности детей с учетом их возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей.

Реализуемые программой формы работы представляют собой интегрированный комплекс методики имеют следующую структуру:

• вводная часть - приветствие, снятие мышечных зажимов,

• основная часть - игровые упражнения в зависимости от целей занятия,

• заключительная часть – подведение итогов, рефлексия, релаксация.

После каждого группового занятия в «Педмастерской» специалистами предлагаются родителям индивидуальные домашние задания, целью которых является как повышение психолого-педагогической компетентности родителей в целом, так и продолжение совместной работы родителей и детей в домашних условиях уже самостоятельно.

В рамках реализации задач программы «Педмастерская» используются следующие разнообразные арттехнологии и методы работы с детьми:

• Приемы сказкотерапии [2], [5].

• Приемы музыкотерапии (список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями

• Для уменьшения чувства тревоги, релаксации – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, Бах Air(BenFoLdsFive).

• Для уменьшения раздражительности– «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

• Для снятия симптомов напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

• Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

• Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

• Для повышения ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди) Также применялись:

• Дыхательная гимнастика [12], [14]

• Здоровье-сберегающие образовательные технологии [6], [7], [8], [9], [11]

• Игры и упражнения на сенсомоторное развитие ребенка [1], [4], [10]

Основу работы составляет адаптированная основная общеобразовательная программа для дошкольников с ОВЗ детского сада

№ 357, программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. [3]; а также на методические рекомендации Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» [13].

На базе МАДОУ №357 в 2018-2019 годах работала районная инновационная площадка «Тьюторское сопровождение педагогов в работе с детьми с ОВЗ», разработчиками которой являлись и авторы проекта «Педмастерская».Молодые педагоги проходили специальную программу обучения. Курс тьюторского сопровождения состоял из 5 блоков:

1. Формирование представления о командообразовании.

2. Обучение подходам к формированию культурно-гигиенических навыков в работе с детьми ОВЗ (развитие КГН).

3. Формирование игровых навыков у детей данной категории.

4. Обучение реализации образовательных задач через сенсомоторное развитие и здоровье-сберегающие технологии.

5. Обучение молодых педагогов работе с родителями детей с ОВЗ.

Педагоги, прошедшие курс обучения помогают в качестве тьюторов, в реализации программы «Педмастерская», отрабатывая на практике полученные навыки.

Основной организационной формой работы по проекту являются подгрупповые совместные занятия родителей и детей дошкольного возраста с ОВЗ. Программа рассчитана на 1 год работы и включает в себя курс групповых занятий на «Педмастерской» и курс индивидуальных домашних заданий для родителей. Время занятия: 25 минут. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Оптимальный состав группы 15-20- детей и родителей. Это связано как со спецификой групповой работы, так и с личностными особенностями детей с индивидуальной траекторией развития.

Учитывая особенности воспитанников, посещающих занятия по программе «Педмастерская», выделяются следующие показатели результативности деятельности по программе:

• комфортность (воспитанник с удовольствием занимаются по программе, у него возникает желание продолжать занятия, достигать новых успехов);

• положительная динамика в развитии, (ориентиром является исходный уровень развития ребенка. Изменение в развитии отслеживаются по результатам диагностики: входящий, итоговый контроль);

• расширение социальных контактов, (улучшение взаимодействия с детьми в группах сменного состава, формирование симпатии к членам группы);

• положительные отзывы родителей, (в данном случае родители являются лучшими экспертами состояния ребенка: их мнение позволяет оценить эффективность программы и направления ее развития).

Так, по мнению родителей, занятия в Педмастерской дали им возможность не только получать поддержку от специалистов и других родителей, но и помогли избавиться от чувства тревоги и стыда за своего ребенка. И, главное, работа в группе предоставила родителям возможность почувствовать, что они не одиноки в решении своих проблем.

Дети, которые занимались по программе «Педмастерская», впоследствии, показывали более высокие результаты в развитии познавательных процессов

(память, внимание, мышление, и т.д.), речи и речевого общения; увеличилась двигательная активность детей.

Таким образом, в ходе реализации программы были достигнуты следующие результаты:

1. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

2. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

3. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

4. Повышение уровня развития познавательных процессов у детей.

5. Привлечение молодых педагогов к работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Литература

1.Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие. /Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Ковалева Ю.В. - СПб, 2005г. -51с.

2.Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас, Речь, 2006)

3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта –– М.: Просвещение, 2005 – 272с

4.Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников /Запорожец А.В., Усова А.П.-М.: Академия педагогических наук, 2003 - 98с.

5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. -Санкт-Петербург, Речь, 2005.,

6.Коваль Д.«Су-Джок. 100 главных целительных точек нашего тела» Издательсто: АСТ, народная книга здоровья, 2016г.

7.Крупенчук О.И. «Интерактивная артикуляционная гимнастика» Издательство: Литера, Уроки логопеда, 2014г

8.Монтессори М. Дети-другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный.- М.: Карапуз, 2004 - 336с.

9.Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста /Сост. Н.В. Нищева.-Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 - 128с.

10.Османова Г.А. «Превращение ладошки» КАРО: «Популярная логопедия, 2013г.

11.Пантелеева Е.В. «Дыхательная гимнастика для детей» Изд: «Человек», 2012

13.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий /Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. —112с. («Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала»; Вып.3)

14.Щетиниин М. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей», Дошкольное воспитание и развитие: 2008 Айрис-Пресс


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика