ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Березина Лилия Геннадьевна,
педагог-организатор ресурсного класса
Шимшек Светлана Витальевна,
педагог-психолог
МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97»
Приволжского района г.Казани


Аннотация: Методическая разработка направлена на решение проблемы организации процессов обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы. Авторы разработки предлагают обзор проблематики и задач, необходимых для успешной организации инклюзивного обучения и внеурочных мероприятий в средней школе, направленных на достижение детьми с РАС учебных результатов и эффективной социализации. В разработке описана технология «ресурсного класса» и представлен подробный алгоритм организации обучения детей с РАС в школе с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития навыков. Представлен обзор методов оценки навыков и поведенческих технологий обучения с научно доказанной эффективностью. Авторы разработки описывают оптимальную структуру индивидуальной программы обучения ребенка с РАС в общеобразовательной школе.

Разработка апробирована и успешно внедрена на базе МБОУ СОШ №97 Приволжского района г. Казани. Проект может быть масштабирован и реализован в других общеобразовательных организациях РФ.

Ключевые слова: обучение и социализация детей с расстройствами аутистического спектра, ресурсный класс

1. Описание проблемы.

Дети с аутизмом (или РАС – расстройствами аутистического спектра), составляют около 1% от общего количества детей, проживающих в России. Это каждый сотый ребёнок. По данным на конец 2018 года, в Татарстане свыше 15 тысяч детей-инвалидов, и почти 30% из них имеют психические заболевания и расстройства поведения. Интенсивный рост количества детей с РАС и другими заболеваниями ведёт за собой целый ряд изменений в государственной системе образования, здравоохранения, социальной защиты.

Изменения в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2016 года поставили перед системой образования новые непростые задачи. В новой редакции Закон обеспечивает право на получение дошкольного и общего образования всем детям, вне зависимости от состояния здоровья. В Законе введены такие понятия, как «специальные условия для получения образования», «ассистент (помощник) учащегося», «совместное образование». По сути, любое государственное образовательное учреждение должно быть готово обеспечить возможность инклюзивного обучения для детей с ОВЗ.

При этом дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню. Кроме этого, адаптация таких детей в социуме крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.

В Казани общеобразовательное учреждение СОШ №97, стало в 2017 году одним из первых, зачисливших детей с РАС и активно включивших их в процесс обучения. На тот момент вопрос обучения детей с РАС в общеобразовательной среде был проработан довольно слабо. Учебный процесс начался , ориентируясь на следующие объективные трудности:

1) Необходимость индивидуального подхода к обучению и коррекции поведения детей с РАС в рамках обучения. Здесь важно не только проработать индивидуальные программы, но и обеспечить каждому ребенку индивидуальное сопровождение.

2) Необходимость обучения персонала школы работе с детьми с нарушениями аутистического спектра, применением научно обоснованных технологий обучения с доказанной эффективностью.

3) Потребность в организации в школе инклюзивной среды, комфортной для всех и не ограничивающей права целевой группы и остальных участников образовательного процесса.

2. Цель и задачи разработки.

Цель разработки – определение форм и методов обучения и социализации детей с РАС в условиях общеобразовательной школы.

Задачи разработки:

1) Изучение зарубежного и российского опыта, выявление эффективных инклюзивных практик.

2) Создание благоприятных условий для обучения и социализации детей с РАС в школе, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (включая оснащение, методическое и ресурсное обеспечение).

3) Формирование в школе социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с РАС.

4) Формирование в школе инклюзивной среды, дружелюбной к детям с РАС и их родителям, позволяющей раскрыть личностный потенциал каждого ребёнка без ущерба для других участников образовательного процесса.

5) Обучение и методическая поддержка персонала школы: педагога и тьюторов ресурсного класса, учителей начальных классов, учителей-предметников.

6) Определение диагностических параметров для оценки уровня развития навыков учащихся с РАС (включая академические, коммуникативные, социальные, бытовые, навыки самообслуживания).

7) Разработка адаптированной основной образовательной программы, обеспечивающей вариативность и разнообразие содержания и организационных форм обучения для учащихся с РАС.

8) Обеспечение коррекции нарушений развития детей с РАС, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи в освоении содержания образования.

9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

10) Формирование научно-методической базы для дальнейшего распространения (масштабирования) проекта в общеобразовательных школах Казани и других городов Республики Татарстан.

3. Реализация разработки.

Целевая группа проекта – это дети с расстройствами аутистического спектра, обучающиеся по программам ФГОС 8.1, 8.2, для которых заключением ПМПК рекомендовано обучение совместно с нейротипичными сверстниками в условиях общеобразовательного учреждения, с созданием специальных образовательных условий и индивидуальным сопровождением тьютора. Также к целевой группе проекта относятся родители детей с РАС и персонал школы, работающий с этими детьми (учитель ресурсного класса, тьюторы, специалисты).

Перед стартом проекта в 2017 году была проведена серьезная подготовительная работа, совместно с Управлением образования г. Казани и общественной организацией родителей детей с РАС «Просто другие», которая была инициатором и активным участником проекта.

За основу разработки была взята модель «Ресурсный класс», разработанная в 2016 году коллективом специалистов, работающих с детьми с РАС, под научной редакцией Марины Азимовой. Данная разработка была уже успешно внедрена в ряде городов России и рекомендована Минобрнауки РФ для применения в общеобразовательных школах (Письмо №ТС-267/07 от 07.07.2017г.). В рамках изучения опыта наши специалисты и сотрудники родительской организации участвовали в международной конференции в г. Воронеже, посещали ресурсные классы в Воронеже, Москве, Новосибирске.

Модель «Ресурсный класс» позволяет обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в том числе через организацию системы инклюзивного образования. «Ресурсный класс» обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде. Дети, как правило, обучаются по индивидуальному учебному плану, разработанному в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Ресурсный класс – это не отдельный класс для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсный класс – это место, где ему оказывается поддержка специалистов.

В ресурсном классе обучение проходит по адаптированным образовательным программам, обучающиеся последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со своими сверстниками при поддержке тьютора. При этом процент времени совместного обучения для каждого из учеников может быть разным. На уроках в общеобразовательном классе учеников сопровождают индивидуальные тьюторы, которые при необходимости помогают им в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями восприятия ученика, которого он сопровождает.

Интенсивность поддержки определяется для каждого ученика индивидуально, в соответствии с интеллектуальными дефицитами, наличием или отсутствием проблемного поведения. Эта поддержка постоянно модифицируется на основании изменений, происходящих с самим ребенком, и с учетом его возраста.

Одним из первых шагов в формировании инклюзивной площадки на базе школы стали подготовка и оснащение помещений, в соответствии с требованиями модели. Эта работа включала выделение трех комфортных, больших классов, находящихся рядом друг с другом, проведение ремонта, оснащение класса специализированной мебелью (парты с перегородками для индивидуального обучения, парты для фронтальных занятий, шкафы для документов и материалов). Все пространство класса структурировано и визуализировано; визуально обозначены зоны индивидуальных и групповых занятий, отдыха, игры. Для визуализации использовались фотографии детей, визуальное расписание, иллюстрированные правила поведения, алгоритмы выполнения бытовых и учебных действий и др. Для преодоления сенсорных проблем детей и обеспечения сенсорной разгрузки была оснащена отдельная комната (сухой бассейн, маты, фитболы, балансировочная доска, сенсорные игрушки и игры). Закуплены методические и дидактические материалы: системы оценки навыков ABLLS-R, коммуникативные книги PECS, система Нумикон, учебно-методические пособия. Класс оснастили техническими средствами: ноутбуком, принтером, ламинатором, интерактивной доской, проектором.

Следующей задачей стало обучение персонала ресурсного класса, основанное на технологиях прикладного анализа поведения (АВА) – научно доказанного подхода к обучению и коррекции поведения и детей с РАС. Обучение было проведено по программе школьной инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны «Включи меня!», разработанной Московским институтом психоанализа. Обучение включало дистанционный курс и очные практические сессии для отработки полученных знаний. Важным фактором успеха стало включение с первого дня работы ресурсного класса куратора в области прикладного анализа поведения – поведенческого аналитика С.В. Шимшек, которая регулярно присутствует в школе и проводит очные консультации для тьюторов, учителей и родителей учащихся с РАС.

Формирование в школе инклюзивной среды стало важным этапом в подготовке к реализации проекта. Партнёром и помощником выступила родительская организация, которая предоставила необходимые материалы, а также специалистов, которые перед началом учебного года провели лекции и круглые столы для родителей будущих первоклассников. Родителям была представлена информация, позволившая им лучше узнать о диагнозе «РАС» и об особенностях этих детей, понять, почему инклюзия необходима и в чём её польза и важность для всех участников образовательного процесса. На встречах с родителям обсуждались такие темы, как:

? Диагноз «аутизм» и его распространённость в мире.

? Какое поведение бывает у детей с аутизмом и чем это объясняется.

? Федеральный закон «Об образовании» и право детей с ОВЗ на образование в массовой школе с созданием специальных образовательных условий.

? Инклюзия в школе и модель «ресурсный класс». Что такое специальные образовательные условия.

? Почему при работе с детьми с РАС используется поведенческий подход и в чём он заключается.

Особый акцент в беседах с родителями был сделан на том, что инклюзивный подход даёт преимущества для всей школы. Дети, в том числе нейротипичные, учатся общению на всех уровнях, взаимопониманию, толерантности. Благодаря присутствию «особых» учеников школа работает с использованием передовых образовательных технологий и идёт в ногу со временем. Весь персонал начальной школы обучается по современным методикам. Ресурсная зона используется, в том числе и нейротипичными детьми, а также они участвуют в интерактивных переменах, инклюзивных концертах и других мероприятиях, способствующих развитию здоровых и добрых взаимоотношений между нейротипичными детьми и их особыми сверстниками.

С самого начала проекта в школе на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержку этих взаимоотношений. На переменах ребята из регулярных классов приходят в ресурсный класс, чтобы поиграть в настольные и подвижные игры, потанцевать под музыку, поучаствовать в ролевых играх, направленных на развитие коммуникации. Также игры проводятся на переменах в помещениях регулярных классов, в рекреационных помещениях. Дети с РАС совместно с нейротипичными сверстниками ходят в столовую, гуляют, участвуют в спортивных и других мероприятиях, ездят на экскурсии. Регулярно в нашей школе проводятся «Уроки добра», благотворительные ярмарки.

Для организации процесса обучения детей с РАС используются параметры ФГОС 8.1, 8.2, по которым разрабатываются индивидуальные планы обучения детей. При разработке индивидуальных планов мы должны учитывать не только задачи результативного обучения, но и не менее важные задачи социализации, повышения уровня социальной адаптации детей с РАС. Как показывает опыт коллег, разработка таких программ возможна только на основании точных данных об уровне развития детей, которые выявляются путем использования специальных оценочных методик.

В зарубежных странах для практической работы с детьми, имеющими РАС, разработаны и эффективно используются методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Использование в практической работе подобных методик позволяет упростить и повысить эффективность процедуры проведения диагностики и составления комплексных индивидуальных программ. При составлении программы на основе результатов тестирования с применением таких методик у участников образовательного процесса не возникает вопросов о парадигме дальнейшей коррекционной работы, т.к .основу одной методики составляет определенный подход.

Одной из таких методик, получивших широкое распространение в зарубежных странах в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, в т. ч. с расстройствами аутистического спектра, является методика оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R (автор Джеймс Партингтон, США). Это один из самых подробных тестов по оценке навыков ребенка, который охватывает 544 навыка, что позволят детально определить психолого-педагогический профиль ребенка перед составлением его индивидуальной программы развития. Основное внимание в тесте уделяется базовым учебным навыкам, определяющим способность ребенка к дальнейшему обучению. Это позволяет выявить ранее не известные пробелы в навыках ученика, без развития которых он не сможет продолжить обучение в тех или иных областях.

После первичного тестирования каждого ученика его результаты вносятся в специальную папку ученика (в ней хранится вся документация, касающаяся данного ребенка). Далее, в среднем 2 раза за учебный год проводится новое тестирование, которое наглядно демонстрирует уровень прогресса ребёнка (какие навыки он освоил с момента предыдущего тестирования).

Результаты тестирования становятся основой для составления индивидуальной программы ученика. Перед разработкой программы мы стараемся собрать максимум информации от членов семьи и разных специалистов, работающих с ребенком, чтобы соответственно выбрать цели программы. После выбора целей команда по разработке индивидуального плана развития определяет, как будет выглядеть достижение ребенком каждой конкретной цели, и какие результаты он должен будет продемонстрировать.

Индивидуальная программа обучающегося с РАС (ИПО) включает:

1. Личные данные ребенка и его родителей, информацию о педагогах, тьюторах, работающих с учеником, специалистах службы психолого-педагогического сопровождения школы.

2. Информацию о содержании заключения и рекомендаций ПМПК.

3. Вариант программы по ФГОС.

4. Цель, задачи, сроки реализации ИПО.

5. Оценку особенностей развития ребенка с РАС (особенности речи, внимание, темп деятельности, особенности обработки сенсорной информации, особенности моторного развития и графических навыков ребенка).

6. Особенности формирования универсальных учебных действий (мотивация к учебной деятельности, соблюдение норм и правил поведения, самостоятельность, умение организовать учебное пространство и ориентироваться в пространстве школы и т.д.).

7. Трудности формирования академических навыков в рамках учебного предмета (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин).

8. Определение специальных условий для обучающегося с РАС: временной режим, организация пространства класса, рабочего места.

9. Использование вспомогательных средств, технических средств, специального дидактического, методического материала.

10. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и другие сведения.

Важной особенностью нашего проекта является индивидуальный подход к учащимся с РАС, который включает: ежедневный мониторинг состояния, поведения, освоения учебных навыков каждого ученика. В зависимости от изменений, происходящих с учеником, мы изменяем пропорции между обучением в регулярном классе и ресурсном классе. Регулярная ротация тьюторов позволяет тренировать у детей гибкость восприятия и умение приспособиться под особенности другого человека. Включение в ИПО социально-бытовых и других жизненно важных навыков является нашим приоритетом наряду с учебными целями, ведь у каждого ученика есть свои индивидуальные особенности и трудности, ограничивающие его самостоятельность.

4. Результаты.

Результативность проекта подтверждается ежегодно, благодаря непрерывному мониторингу прогресса детей в учебных, коммуникативных и других навыках.

Каждый из 12 детей с РАС, обучающихся в настоящее время в школе, продемонстрировал существенный личный прогресс за время обучения. Соотношение пребывания в ресурсном классе (в формате индивидуальной работы) и регулярном классе изменилось у всех детей, в пользу регулярного класса. 65% учащихся обучаются в регулярных классах на постоянной основе, посещая ресурсную зону только для участия в инклюзивных мероприятиях.

Команда ресурсного класса регулярно анализирует успехи детей по различным параметрам. Положительная динамика отражается в ежемесячных и годовых отчётах. Частота нежелательного поведения у детей снижается уже в первый месяц обучения, благодаря слаженной работе персонала и применению поведенческих стратегий обучения. Результаты освоения учебных навыков по предметам отражаются в сводных ведомостях.

Благодаря тому, что методическая разработка основана на доказательных педагогических и поведенческих практиках, очень конкретна и при этом позволяет индивидуализировать подход к каждому ребенку с РАС с учетом его особенностей, она может быть применена в любых общеобразовательных школах, готовых к полноценной инклюзии.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.

3. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе / А.Козорез, А.Беспалова, М.Гончаренко и др., науч. ред. М.Азимовой. – Москва: АНО «Ресурсный класс», 2016. – 360 с.

4. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. – Москва: Практика, 2018. – 280 с.

5. Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). – Москва: «Бахрах-М», 2016. – 276 с.

6. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Пер. с англ. З. Измайловой-Камар. – Москва: РАМА Паблишинг, 2019. – 240 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика