Шайхутдинова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ "ШКОЛА №34"
Аннотация: Данная статья отражает проблему обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. На сегодняшний день проблема обучения чтению детей с ограниченными возможностями является одной из актуальных в современной педагогике, так как чтение является основным фундаментом для общего образования «Без чтения, нет учения». Статья предназначена для учителей, родителей и тех, кого интересует проблема по формированию читательских умений у детей
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение, дети с задержкой психического развития.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав на образование. Ещё в 30-годы прошлого века выдающийся педагог Л.С. Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития.
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике, так как ребёнку, не владеющему навыками чтения, обучение даётся с большими трудностями, что влияет отрицательно в дальнейшем на его психо физическое состояние.
Чтение - одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения. а с другой, - средством обучения. Из книг, в том числе и учебных, по различным предметам ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическим и речедвигательным, - с другой.),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а лёгкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом, на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих – пониманию текста.
Почти в каждом классе находится некоторое число учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем – то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания, прочитанного; есть такие учащиеся, которые за определённый период обучения не могут научиться читать, не запоминают графическое изображение буквы, соответственно не соотносят её со звуком. Это вызвано недоразвитием функций фонематической системы: слухо-произносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза.
Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с задержкой психического развития (ЗПР) приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Нарушения письма и чтения при ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами.
В процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона процесса чтения включает узнавание букв, соотнесение зрительного образа написанного слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона процесса чтения представляет собой основную его цель. Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Правильное понимание читаемого предопределяется точностью зрительного восприятия, соотнесением зрительного, речеслухового и кинестетического образа слова. С другой стороны, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания прочитанного.
Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения, и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебнётся в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Учащиеся в младшем школьном возрасте находятся в том благоприятном периоде, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение, как средство извлечения информации, нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов минут. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания, прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтения. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. В работе по формированию читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья я использую следующие упражнения:
1) упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
а) упражнения в чётком проговаривании скороговорок, чистоговорок
б) упражнение на чёткое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных, ао оа аи иа ои;
чтение гласных на одном выдохе: а-о-у- э –ы;
чтение слогов на одном выдохе, делая ударение на выделенном слоге
ра-ро-ру-ры-ре;
чтение слогов на одном выдохе, повышая голос к концу строки (понижая голос в конце строки, как в конце предложения);
чтение слогов на одном выдохе 3 раза: шёпотом, тихо, громко;
в) самолёты взлетают: у-у-у;
машины едут: ж-ж-ж;
рядом ползёт змея: ш-ш-ш;
г) чтение шепотом и медленно: ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары
д) чтение тихо и умеренно, чтение громко и быстро
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения:
а) выработка внимания к окончанию слова (чтение слов с общим корнем);
б) виды работы над текстом; чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
Упражнение на развитие смысловой догадки (предугадывание). Данное упражнение способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания. Игра «Путанка», где надо поставить перепутанные буквы в словах на место.
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; например, «Кто больше увидит», не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу. «Отгадай букву». Глядя на квадрат, назови буквы (цифры, фигуры), используя боковое зрение. Расстояние от квадрата постепенно увеличиваю.
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя. Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком- либо слове и повторении его. Дети должны остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ученик прочитывает одну – две строки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы, слайды: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. Каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения.
Перед учащимися с ограниченными возможностями здоровья поставлена цель: постепенно достичь чтения 90 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел своё приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту, затем подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети должны видеть свои достижения.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.
2.При выборе книг опирайтесь на желание ребёнка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Надо организовывать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей.
6. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко.
7.Продолжительность чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
8.После чтения важно завоевать доверие у ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
9. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребёнка.
10. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребёнка любить книгу.
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование его не только как ученика, но и как личности, становление его отношения к учению, школе, учителю, одноклассникам, коллективу, к самому себе.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. М., 1950
2. Алексеева О.Ю. Совершенствование навыков чтения младших школьников .-Интернет, раздел преподавание в начальной школе.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их предоления у младших школьников М., 1995.
4. Суворова Н.М. Беседы с книгой – начальная школа. 2005 № 2. с.21
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |