МОБИЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ЦЕНТР «СУПЕРКИДС»

Ханова Миляуша Ринадовна, старший воспитатель,
Загидуллина Алина Айратовна, педагог – психолог,
Валеева Эльвира Ринатовна, учитель – дефектолог,
МАДОУ «Детский сад №282 комбинированного вида»


Аннотация. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования в пределах образовательных стандартов. В связи с этим и возникла необходимость в создании данного пособия. Мобильный развивающий центр «Суперкидс» направлен на решение таких основных задач как развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Ключевые слова: игровая деятельность, нарушения зрения, дети с ОВЗ, коррекционная деятельность.

С каждым годом характерным становится увеличение числа детей, имеющих различные нарушения зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир, где мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Нарушение функций зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. На сегодняшний день практически каждый дошкольник, посещающий специализированную группу, имеет сопутствующие нарушения. Действительно, для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений, малая двигательная активность, медлительность действий. По сравнению с нормально видящими сверстниками, у них недостаточно сформированы пространственные представления, возможности практической микро- и макро-ориентировки. Дети допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений; при выделении предметов на плоскости они выделяют только отдельные признаки пространства; не устанавливают взаимосвязи между плоскостью и предметами на ней. Монокулярный характер зрения обуславливает трудности выделения объемных предметов, расстояния и удаленности. Следовательно, развитие ориентировки детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния).

Проблема, возникающая при подборе дидактических, коррекционных пособий для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей с ОВЗ, а именно имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мы проявляем фантазию и создаем специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения. Таким образом , возникла необходимость в создании данного проекта. Особенность проекта заключается в том, что в проекте приняли участие не только педагоги, но и родители. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения.

Цель проекта «Суперкидс» –обеспечить успешность социальной адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и своевременное преодоление, и коррекция выявленных проблем психо-сенсомоторного развития.

Основные задачи данного проекта: развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Решение этих основных задач необходимо для эффективного обеспечения развития ребёнка с нарушением зрения.

На решения данных проблем, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, был создан мобильный развивающий центр «Суперкидс», объединяющий в себе коррекционные игры и задания. Данный центр создан из экологически чистого материала – дерева и включает в себя 2 мольберта (1 мольберт используется на 1 этаже, 2-ой мольберт на 2 этаже), являющиеся основаниями для 4-х съемных планшетов из дерева размером 65 см на 65 см.

Центр изготовлен с учетом возрастных особенностей детей и направлен на воспитанников коррекционных групп МАДОУ «Детский сад №282» в возрасте от 3 до 7 лет. Данное пособие помогает в работе педагогов и специалистов для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми с ОВЗ.

Планшет №1 «Укротитель ниток»

Планшет состоит из двухсторонней деревянной панели. Панель пронизана множеством круглых сквозных отверстий одинакового размера. Прилагается деревянная толстая игла и нитки.

Детям ставится задача, продевая через отверстия, попытаться вышить по образцу или по собственному замыслу какой-либо узор или геометрическую форму. Игра с этим пособием предусматривает возможность вышивания двум воспитанникам. Один находится с противоположной стороны панели и, принимая иглу, вытягивает нитку.

Также педагог или другой специалист может давать инструкции – задания детям по выполнению определенных действий (графический диктант), направленных на ориентировку в пространстве, подсчет и направление проколов (например, 3 вверх, затем 4 вправо и 7 вниз и т.п.), с целью создания какого - либо узора или вышивания буквы, цифры, геометрической формы.

Планшет №2 «Смарт-планшет»

Смарт-планшет представляет собой квадратное поле из дерева с штырьками и цветными резиночками для рисования. Суть игры заключается в том, чтобы с помощью резинок, которые натягиваются на разноцветные шляпки кнопочек, составлять на доске разнообразные фигурки, буквы, цифры. Также можно сначала нарисовать картину на бумаге в клетку, предварительно разметив на ней точками места наших кнопок. А потом предложить ребенку повторить картину уже на "Смарт-планшете".

Дополнительно с помощью данного планшета на занятиях педагог может использовать упражнение «Графический диктант», который направлен на счет и ориентировку в пространстве. С помощью цветных резиночек ребенок рисует под диктовку. Например, 6 гвоздиков вверх, затем 5 вправо и 3 вниз и т.д.

Планшет №3 «Увлекательный лабиринт»

Планшет представляет собой неокрашенную панель с фигурными сквозными прорезями в виде волн, зигзагов, лабиринтов и т.д. На изделии изображен сложный рисунок с пазами, в которых двигаются геометрические фигуры. Основная цель игры - доставить фигуру из пункта А в пункт Б по лабиринту.

Лабиринт дает возможность тренировать мышцы кисти руки и лучезапястного сустава. Кисть руки и лучезапястный сустав игрока при этом постоянно меняют положение, что развивает, тренирует и создает условия для подготовки руки к сложным действиям, в том числе - к письму.

Планшет №4 «Головоломка»

Планшет содержит 16 карточек размером 5х5 см. На карточках есть красочные изображения разных видов транспорта. Каждая карточка имеет четкий контур, который необходим для детей с нарушениями зрения. На левой стороне планшета по вертикали изображен контур предмета, а по горизонтали – его цвет. Карточки в процессе игры необходимо расположить в определенной последовательности на деревянном планшете-рамке.

Данный планшет многофункциональный, карточки можно использовать отдельно, как настольную игру по классификации предметов.

Проект позволяет решать задачи в совместной деятельности взрослого и детей, коррекционно-развивающей работы, самостоятельной деятельности детей с ОВЗ, при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

Оригинальность центра «Суперкидс» в его мобильности и доступности для всех педагогов и специалистов нашего детского сада. Данные планшеты можно использовать как на вертикальной поверхности – для детей с сходящемся косоглазии, так и на горизонтальной поверхности – для детей с расходящемся косоглазием.

Данный развивающий центр в дальнейшем планируется дополнить различными планшетами, направленными на решение других коррекционных задач. У педагогического коллектива и родителей нашего детского сада уже много интересных идей по созданию планшетов.

Мобильный развивающий центр «Суперкидс» служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития детей, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. Пособие является формой психолого- педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей – дошкольников с ОВЗ, средством всестороннего развития их личности.

Проект реализуется с начала учебного года. В течение года проводился промежуточный мониторинг. По итогу которого были выявлены положительные результаты. Особенно хорошие показатели были у детей с инвалидностью, в частности у ребенка с сопутствующим диагнозом ДЦП, значительно улучшилась ориентировка в пространстве и зрительно-моторная координация.

Мобильный развивающий центр «Суперкидс» вызывает восторженные эмоции детей и служит прекрасным дидактическим материалом для детей разных возрастных групп. При работе с детьми с ОВЗ он повышает мотивацию к познавательной деятельности, активизирует внимание детей, делает занятия интересными, продуктивными и эффективными, а познавательный процесс лёгким и непринужденным. Данный центр способствует всестороннему развитию ребёнка.

Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей с нарушениями зрения говорят о высокой эффективности и необходимости продолжения и дальнейшего использования данного проекта.

Литература.

1. А.В. Саматова Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. - М.: Феникс, 2012. - 563 c.

2. В.П. Ермаков Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для ВУЗов / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2010. - 240 c


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика