Специфика использования креативных методов обучения родному (татарскому) языку в условиях коррекционной школы

Шайхутдинова Г.С.,
учитель татарского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
ГБОУ “Казанская школа-интернат №4»


Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Педагоги все чаще и чаще обращаются к современным технологиям для более успешного развития у школьников речи, интеллектуальных, творческих и других способностей.

Основной целью и задачей новых федеральных государственных стандартов общего образования в школе является стимулирование интереса и желание детей к получению образования, обучение самостоятельно мыслить, применять полученные знания на практике. Достижение этой цели представляется возможным в случае заинтересованности детей в изучаемом предмете. Считаем, что применение именно креативных методов в начальных классах на уроках татарского языка в условиях коррекционной школы способствуют повышению эффективности преподаваемой дисциплины.

Отдельные образовательные процессы по своей структуре и методам их реализации воспитывают лишь внимательность, исполнительность, способность к механическому действию, строго заданную последовательность основных элементов программы. Другие образовательные процессы выполняют вспомогательную функцию для активной мыслительной работы и позволяют творческой личности облегчить свою работу путем кодирования, заданного на формирование информации. Единственный способ обучения – это обучение, которое ведет к разнообразию процесса обучения и избавляет от монотонности. Исходя из этого, возникает необходимость правильного выбора используемых методов, оптимальной их адаптации для достижения наилучших результатов обучения и воспитания, дозирования педагогического воздействия и принятия мер. На наш взгляд, для достижения более высокой эффективности занятий наряду с традиционными методами обучения татарскому языку необходимо применять и креативные методы.

Как было указано выше, креативными методами обучения принято называть современные методы обучения, отличающиеся своим творческим подходом, увлекательностью и высокоэффективностью. Под креативными методами мы понимаем активные методы, используемые на уроках иностранных языков, согласно ФГОС ООО третьего поколения. Креативные методы являются сравнительно новыми методами обучения, отвечают требованиям современной системы образования и требуют детального изучения их специфики использования, ввиду того, что еще недостаточно изучены учеными-методистами и не столь популярны, как, например, методылекции или диктанта.

Итак, креативные методы – это специально подобранные учителем методы работ на уроках иностранного языка, комплекс действий, выполняемые учащимися в целях получения новых знаний и навыков. Использование креативных методов обучения на уроках татарского языка обусловлено тем, что учитель должен шагать в ногу со временем и организовывать процесс обучения как можно интереснее, легче и эффективнее. Обучение, основанное на креативных методах, способствует приобретению школьной деятельности продуктивного, творческого, поискового характера [Андреев, 2000: 18]. Креативные методы основаны на диалоге ученика и учителя, так называемом педагогике сотрудничества.

Креативные методы обучения характеризуются высокой эффективностью и способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся. Креативные методы характеризуются своей цикличностью и могут быть применены на всех этапах урока. Креативные методы обучения позволяют раскрыть у детей их творческие способности, о которых, возможно, они и не догадывались [Халперн, 2004: 2]. Использование креативных методов не означает применение только информационно-коммуникативных средств, ведь учащиеся способны создавать креативные продукты и самостоятельно. Так, например, в ходе применения методов коллажирования, метода проектов. Некоторые креативные методы нацелены на закрепление полученных знаний и умений, повторению пройденного материала: опросники Googletalks, концептуальная таблица, метод ромашки блум, инсертный метод.

Основными задачами использования креативных методов обучения являются:

- охрана здоровья детей, создание благоприятного психологического климата;

- развитие их познавательных способностей,

- развитие творческого воображения учащихся;

- развитие коммуникативных навыков, коммуникабельности школьников.

Роль учителя в использовании креативных методов заключается в том, чтобы учитывать возрастные особенности детей, создавать необходимые условия для развития у детей интереса к познавательному процессу, строить отношения с ребенком на основе взаимопонимания, взаимопомощи, способствовать поисковой деятельности, использовать различные игровые методы.

Таким образом, проведение урока татарского языка с использованием креативных методов в условиях коррекционной школы позволяет более эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Это, безусловно, помогает развивать их активность, творческие способности, развивает их коммуникативную компетенцию.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 52 с.

2. Халперн Д. Психология критического мышления – Спб.:Книга, 2004. – 169 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика