Сунгатуллина Гузель Ильхамовна,
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида"
Вахитовского района г.Казани
Аннотация. Данная разработка по теме «Пальчиковые игры - ходилки как способ познания окружающего мира детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» направлена на повышение эффективности коррекционно - развивающих занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Данные инновационные технологии сенсомоторного развития детей с ОВЗ позволяют их использовать в работе с обучающимися разного уровня интеллекта.
Ключевые слова: игрушка-ходилка, сенсорная дорожка, мелкая моторка, развитие речи, использование специалистами, положительная динамика.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторик и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ограниченными возможностями здоровья, здесь необходимо обратить внимание в разнообразные и полезные игры. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный запас малыша. Существует много всяких занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. В своей работе я использую пальчиковые игрушки - ходилки. Пальчиковые игры-ходилки- один из вариантов пальчиковых игр и сенсорного развития. Игры-ходилки — это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Эти увлекательные задания, хорошие помощники для того, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей с нарушениями интеллекта. Развиваются его психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховая, зрительная, тактильная). Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.
При использовании игр-ходилок наблюдается следующая положительная динамика:
- развивается речь;
-дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;
- руки подготавливаются к письму;
- развиваются внимание, память, наблюдательность самоконтроль;
- проявляются творческие способности;
- воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий
Используя пособие можно решать задачи по образовательным областям:
В области «Речевое развитие» с помощью пальчиковых игрушек дети могут заучивать стихи, потешки, прибаутки, проговаривать чистоговорки, инсценировать сказки.
В области «Познавательное развитие» дети могут систематизировать знания об окружающем мире: закреплять названия диких и домашних животных, насекомых, времен года, закрепляются знания детей по математике
В области «Художественно-эстетическое развитие» при помощи игрушек- ходилок можно познакомиться с народным творчеством, фольклором.
В области «Социально-коммуникативное развитие» внимание детей будет сконцентрировано на обогащении, закреплении знаний детей о явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.
Актуальность использования игр-ходилок в развитии детей с ОВЗ:
- привлекают внимание детей своей яркостью;
- мобильные: использование специалистами ДОО (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.), в работе с родителями;
- можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
- использование специалистами ДОО (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.)
- создают благоприятный эмоциональный фон;
- развивают умение подражать взрослому;
- учат вслушиваться и понимать смысл речи;
- повышают речевую активность ребёнка.
Когда дети научатся управлять игрушками - ходилками можно разыгрывать целые представления с участием своих куколок по сказочным сюжетам.
Интересно проходят игровые упражнения на "футбольном поле", «автогонки», «вверх по лесенке», «классики».
Описание пособия:
Игрушки-ходилки - это фигурки людей или животных из какого-либо материала, с вырезанными в них прорезями для пальчиков.
Задача ребенка в этой игре, просунуть свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками, которые превратились в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа.
Игрушки-ходилки можно сделать самому. Для этого надо выбрать героев, подобрать необходимый материал и начать воплощать задумку в жизнь
Игрушки-ходилки можно сшить из фетра, изготовить из мягких игрушек, склеить из фоамирана или распечатать готовые картинки и вырезать.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития мелкой моторики, но и речи. Ребёнок, осваивая ролевую игру с пальчиковыми игрушками, озвучивает своего персонажа. Вся теплота, самобытность, яркость, вложенная в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир.
Материалы для изготовления:
- листы фетра;
- плотная ткань;
- сенсорные элементы:
- пуговицы, помпоны большие и маленькие, застежка-липучка для одежды, бельевая веревка, бусины;
- картинки людей и животных;
- пленка для ламинирования, ламинатор;
- цветной картон;
- мягкие игрушки (небольшого размера).
Сенсорные дорожки как дополнение к игрушкам-ходилкам.
Шагаем пальчиками» по специальным сенсорным дорожкам.
Приемы:
«Ходить» по сенсорным дорожкам:
- вперед – назад;
- приставными шагами;
- через одну пуговицу, бусинку, помпон и т.д;
- ходим пальчиками правой и левой руки, двумя руками вместе и т.п.
Примерные игровые ситуации:
Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей с тяжелыми нарушениями интеллекта посредством ознакомления с играми-ходилками.
Задачи: Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве. Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, воспитывать усидчивость
Речевое развитие
Вариант 1
Цель: автоматизировать звук "Ш"
Взрослый демонстрирует детям фигурки по сказке «Два веселых гуся» и предлагает, выбрав персонажа «одеть» свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками по массажному коврику «травка» повторяя чистоговорку:
Ши - ши - ши, ши - ши - ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это гуси в камыше.
Ша-ша-ша,ша-ша-ша,
Выходите из камыша!
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет гусят уж в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что же шепчут камыши.
Вариант 2
Цель: Закрепить знания о диких (домашних) животных.
Взрослый раскладывает перед детьми игрушки-ходилки с фигурками диких животных.
-повторяют названия диких животных, где живут, чем питаются
-попробуйте оживить их при помощи своих пальчиков, задайте каждому животному свой характер (попрыгать пальчиками как зайка, пройти как лисичка и т.п.)
Вариант 3.
Рассказываем пальчиками сказки (пальчиковый театр).
Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать правильную, эмоционально насыщенную речь, мелкую моторику рук
Например, вначале можно прочитать сказку, а затем попробовать обыграть ее вместе с детьми при помощи «пальчиковых героев».
Вариант 4
Цель: разучивание маленьких стишков, потешек, прибауток.
Педагог предлагает фигурку и тактильную дорожку, сначала шагает сам, проговаривая стишок, затем предлагает ребенку. Например, предлагается фигурка бычка и дорожка из палочек, проговаривают стишок А.Барто:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Ой доска кончается,
Сейчас я упаду
Познавательное развитие
Вариант 1
Цель: упражнять детей в счете в пределах 5, 10 (порядковый и обратный счет)
Совместно с педагогом строится лесенка из кубиков лего, ребенок выбирает понравившийся персонаж и начинает шагать ими вверх, считая каждую ступеньку.
Вариант 2
Цель: закреплять названия геометрических фигур.
Дети, шагая по сенсорной дорожке закрепляют названия геометрических фигур.
Социально-коммуникативное развитие
Вариант 1
Цель: упражнять детей в налаживании контакта со сверстниками
Взрослый предлагает детям тактильную дорожку в виде классиков и фигурки девочек, обыгрывает ситуацию. Предлагает детям самостоятельно поиграть с фигурками.
Вариант 2
Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Детям выносится игровое поле в виде дороги со знаками правил дорожного движения, взрослый предлагает детям пальчиковые игрушки в виде машинок и несколько пальчиковых кукол. Игра развивается на игровом поле. Количество играющих от 1 до 4 человек.
Вариант 3
Цель: Закрепить название профессий. Взрослый демонстрирует пальчиковые игрушки с различными профессиями, сначала шагает сам по сенсорным дорожкам, далее предлагает детям попробовать прошагать по дорожкам. При этом повторяют профессии.
После изготовления игрушек-ходилок был проведен мастер-класс для родителей группы
Цель: познакомить родителей с пособием пальчиковые игрушки-ходилки.
Задачи:
1. Дать представление об эффективных методах использования пальчиковых игр в жизни ребёнка.
2. Обучить этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
4. Создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в группе.
Вывод: при регулярном использовании пальчиковых игрушек-ходилок у детей наблюдается положительная динамика: развивается речь, дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов, руки подготавливаются к письму, развивается память, внимание, самоконтроль, наблюдательность.
Литература:
1. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики //Издательство: Корона-Принт, 2017г.
2. Ершова Е.Ю. Веб-сайт «Игрушки со смыслом» https://shillopop.com/store
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |