ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ-ХОДИЛКИ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЬМИ С ТЯЖЁЛЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Сунгатуллина Гузель Ильхамовна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида"
Вахитовского района г.Казани


Аннотация. Данная разработка по теме «Пальчиковые игры - ходилки как способ познания окружающего мира детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» направлена на повышение эффективности коррекционно - развивающих занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Данные инновационные технологии сенсомоторного развития детей с ОВЗ позволяют их использовать в работе с обучающимися разного уровня интеллекта.

Ключевые слова: игрушка-ходилка, сенсорная дорожка, мелкая моторка, развитие речи, использование специалистами, положительная динамика.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторик и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ограниченными возможностями здоровья, здесь необходимо обратить внимание в разнообразные и полезные игры. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный запас малыша. Существует много всяких занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. В своей работе я использую пальчиковые игрушки - ходилки. Пальчиковые игры-ходилки- один из вариантов пальчиковых игр и сенсорного развития. Игры-ходилки — это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Эти увлекательные задания, хорошие помощники для того, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей с нарушениями интеллекта. Развиваются его психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховая, зрительная, тактильная). Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.

При использовании игр-ходилок наблюдается следующая положительная динамика:

- развивается речь;

-дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов;

- руки подготавливаются к письму;

- развиваются внимание, память, наблюдательность самоконтроль;

- проявляются творческие способности;

- воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий

Используя пособие можно решать задачи по образовательным областям:

В области «Речевое развитие» с помощью пальчиковых игрушек дети могут заучивать стихи, потешки, прибаутки, проговаривать чистоговорки, инсценировать сказки.

В области «Познавательное развитие» дети могут систематизировать знания об окружающем мире: закреплять названия диких и домашних животных, насекомых, времен года, закрепляются знания детей по математике

В области «Художественно-эстетическое развитие» при помощи игрушек- ходилок можно познакомиться с народным творчеством, фольклором.

В области «Социально-коммуникативное развитие» внимание детей будет сконцентрировано на обогащении, закреплении знаний детей о явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.

Актуальность использования игр-ходилок в развитии детей с ОВЗ:

- привлекают внимание детей своей яркостью;

- мобильные: использование специалистами ДОО (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.), в работе с родителями;

- можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

- использование специалистами ДОО (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.)

- создают благоприятный эмоциональный фон;

- развивают умение подражать взрослому;

- учат вслушиваться и понимать смысл речи;

- повышают речевую активность ребёнка.

Когда дети научатся управлять игрушками - ходилками можно разыгрывать целые представления с участием своих куколок по сказочным сюжетам.

Интересно проходят игровые упражнения на "футбольном поле", «автогонки», «вверх по лесенке», «классики».

Описание пособия:

Игрушки-ходилки - это фигурки людей или животных из какого-либо материала, с вырезанными в них прорезями для пальчиков.

Задача ребенка в этой игре, просунуть свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками, которые превратились в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа.

Игрушки-ходилки можно сделать самому. Для этого надо выбрать героев, подобрать необходимый материал и начать воплощать задумку в жизнь

Игрушки-ходилки можно сшить из фетра, изготовить из мягких игрушек, склеить из фоамирана или распечатать готовые картинки и вырезать.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития мелкой моторики, но и речи. Ребёнок, осваивая ролевую игру с пальчиковыми игрушками, озвучивает своего персонажа. Вся теплота, самобытность, яркость, вложенная в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир.

Материалы для изготовления:

- листы фетра;

- плотная ткань;

- сенсорные элементы:

- пуговицы, помпоны большие и маленькие, застежка-липучка для одежды, бельевая веревка, бусины;

- картинки людей и животных;

- пленка для ламинирования, ламинатор;

- цветной картон;

- мягкие игрушки (небольшого размера).

Сенсорные дорожки как дополнение к игрушкам-ходилкам.

Шагаем пальчиками» по специальным сенсорным дорожкам.

Приемы:

«Ходить» по сенсорным дорожкам:

- вперед – назад;

- приставными шагами;

- через одну пуговицу, бусинку, помпон и т.д;

- ходим пальчиками правой и левой руки, двумя руками вместе и т.п.

Примерные игровые ситуации:

Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей с тяжелыми нарушениями интеллекта посредством ознакомления с играми-ходилками.

Задачи: Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве. Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, воспитывать усидчивость

Речевое развитие

Вариант 1

Цель: автоматизировать звук "Ш"

Взрослый демонстрирует детям фигурки по сказке «Два веселых гуся» и предлагает, выбрав персонажа «одеть» свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками по массажному коврику «травка» повторяя чистоговорку:

Ши - ши - ши, ши - ши - ши,

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это гуси в камыше.

Ша-ша-ша,ша-ша-ша,

Выходите из камыша!

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Нет гусят уж в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Что же шепчут камыши.

Вариант 2

Цель: Закрепить знания о диких (домашних) животных.

Взрослый раскладывает перед детьми игрушки-ходилки с фигурками диких животных.

-повторяют названия диких животных, где живут, чем питаются

-попробуйте оживить их при помощи своих пальчиков, задайте каждому животному свой характер (попрыгать пальчиками как зайка, пройти как лисичка и т.п.)

Вариант 3.

Рассказываем пальчиками сказки (пальчиковый театр).

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать правильную, эмоционально насыщенную речь, мелкую моторику рук

Например, вначале можно прочитать сказку, а затем попробовать обыграть ее вместе с детьми при помощи «пальчиковых героев».

Вариант 4

Цель: разучивание маленьких стишков, потешек, прибауток.

Педагог предлагает фигурку и тактильную дорожку, сначала шагает сам, проговаривая стишок, затем предлагает ребенку. Например, предлагается фигурка бычка и дорожка из палочек, проговаривают стишок А.Барто:

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу.

Ой доска кончается,

Сейчас я упаду

Познавательное развитие

Вариант 1

Цель: упражнять детей в счете в пределах 5, 10 (порядковый и обратный счет)

Совместно с педагогом строится лесенка из кубиков лего, ребенок выбирает понравившийся персонаж и начинает шагать ими вверх, считая каждую ступеньку.

Вариант 2

Цель: закреплять названия геометрических фигур.

Дети, шагая по сенсорной дорожке закрепляют названия геометрических фигур.

Социально-коммуникативное развитие

Вариант 1

Цель: упражнять детей в налаживании контакта со сверстниками

Взрослый предлагает детям тактильную дорожку в виде классиков и фигурки девочек, обыгрывает ситуацию. Предлагает детям самостоятельно поиграть с фигурками.

Вариант 2

Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Детям выносится игровое поле в виде дороги со знаками правил дорожного движения, взрослый предлагает детям пальчиковые игрушки в виде машинок и несколько пальчиковых кукол. Игра развивается на игровом поле. Количество играющих от 1 до 4 человек.

Вариант 3

Цель: Закрепить название профессий. Взрослый демонстрирует пальчиковые игрушки с различными профессиями, сначала шагает сам по сенсорным дорожкам, далее предлагает детям попробовать прошагать по дорожкам. При этом повторяют профессии.

После изготовления игрушек-ходилок был проведен мастер-класс для родителей группы

Цель: познакомить родителей с пособием пальчиковые игрушки-ходилки.

Задачи:

1. Дать представление об эффективных методах использования пальчиковых игр в жизни ребёнка.

2. Обучить этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

4. Создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в группе.

Вывод: при регулярном использовании пальчиковых игрушек-ходилок у детей наблюдается положительная динамика: развивается речь, дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов, руки подготавливаются к письму, развивается память, внимание, самоконтроль, наблюдательность.

Литература:

1. Чернова Е.И., Тимофеева Е.Ю.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики //Издательство: Корона-Принт, 2017г.

2. Ершова Е.Ю. Веб-сайт «Игрушки со смыслом» https://shillopop.com/store


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика