МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ». КУРС ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Алексеева Альбина Равильевна,
педагог – психолог I категори
МАОУ «Лицей «121»
Советского района г.Казань


Ключевые слова: инклюзивная практика, дети с особыми образовательными потребностям, толерантная среда, сетевое взаимодействие, индивидуальная и групповая форма работы, равные условия.

Школьное образование сегодня представляет собой длительный этап формального обучения каждого человека. Дети и родители в силу особенностей своего здоровья находятся в постоянном поиске образовательных учреждений с наличием доступной среды, а именно с максимально комфортными условиями в школах.

Одной из важнейших задач образования является организация всестороннего партнерства. Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья инициировало появление концепции включения их в нормальную жизнь общества. Введение инклюзивного образования – это целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты и образования, и жизни общества в целом. Нам придется многое менять и меняться самим [1]

Главным условием для развития ребенка с ОВЗ является среда, в которой для него значимо все: как относятся к нему, принимают его или нет, уделяют ли ему внимание, любят ли его.[1] Важно понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в его укреплении, в сформированной толерантной среде со стороны других участников образовательного процесса, так как особые дети зачастую сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.

В нашем образовательном учреждении созданы условия сетевого взаимодействия между тьюторами, логопедами, психологами, медиками, партнерами: Республиканского центра внешкольной работы, Университетом управления «ТИСБИ», НКО «Городской центр образования».

Данное взаимодействие привело к созданию методической разработки, направленной на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию и развитие эмоционально-личностных особенностей учащихся, находящихся в условиях индивидуальных образовательных потребностей. Курс эмоционально-личностного развития учащихся «Здоровая личность» позволяет включить на занятия учащихся с ОВЗ с диагнозом ДЦП при сохранном интеллекте совместно с тьютором и другими ребятами, для обеспечения равных условий пребывания в образовательном учреждении.

Цели

1. Успешное включение в образовательный процесс обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2. Развитие эмоционально-личностной сферы у школьников

Задачи

1. Снятие психологического барьера при взаимодействии с образовательной средой

2. Улучшение психо - эмоционального состояния учащихся с ОВЗ.

3.Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения;

4.Сотрудничество с партнерами.

Основные принципы работы:

1) Конфиденциальность.

2) Добровольность. Курс предполагает добровольное участие учащихся в программе.

3) Систематичность. Формирование у школьников навыков успешного взаимодействия во всех сферах (учебной, общественной, социальной);

4) Преемственность. Содержание занятий, методов и форм обучения последовательно, логически взаимосвязано и взаимообусловлено.

5) Безоценочное взаимодействие.

6) Принцип психологической и медицинской безопасности.

Объектом реализации программы является образовательная среда.

Субъектами реализации программы являются учащиеся с особыми образовательными потребностями совместно с другими участниками образовательной среды

Предмет программы - содержание работы психологов.

Формы организации разработки:

- теоретический курс (мини-лекции);

- практический курс (психотерапевтические и психокоррекционные методы).

Основные методы реализации практического курса:

1) Аутотренинг. Работа с подсознанием на основе целительной силы слова (самовнушение).

2) Танцевальная терапия. Способствует физической и эмоциональной интеграции личности.

3) Сказкотерапия (медитативные сказки, психологическая игра «Остров детства» с использованием техник песочной терапии); Система развития эмоционального интеллекта. Развитие самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями.

4) Телесно-ориентированная терапия (ТОТ). Снятие психологических блоков, снятие эмоциональной разрядки.

5) Арт-терапия. Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Предложенные методы позволяют грамотно осуществлять индивидуальную и мини-тренинговую работу с учащимися, учитывая возможности их здоровья и возрастные особенности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- осознание индивидуальных, личностных качеств учащихся;

- саморазвитие и самоопределение личности;

- овладение механизмами релаксации;

- способность к самооценке на основе соотношения наблюдения за собственным поведением и оценке окружающих;

- способность эмоционально проживать и выражать свои эмоции;

- умение понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать.

Метапредметные:

- умение управлять эмоциональным состоянием;

- способность к волевой саморегуляции;

- умение выражать свое эмоциональное состояние.

Курс эмоционально-личностного развития учащихся рассчитан на 34 занятия 2 раза в неделю. Учащиеся с ОВЗ совместно со здоровыми детьми будут вовлечены в такие занятия, как:

1. Душа и тело [9]

2. Движение- жизнь [5]

3. Человек и природа [6]

4. Мир эмоций [7]

5. Путешествие во внутренний мир [4]

6. Снятие мышечных зажимов [2]

7. Напряжение и расслабление [5]

8. Тревожность [7]

9. Высвобождение негативных переживаний

10. Стимулирование идентификации со своим телом [9]

11. Созидающая визуализация [5]

12. Позитивное мышление [7]

13. Что я беру с собой [8]

Во время совместного взаимодействия детей с ОВЗ и «условно» здоровыми учащимися создаются условия для формирования толерантной среды, в которых развиваются такие качества, как сопереживание, принятие, понимание и т.д.

В программе есть цикл занятий, который позволяет заниматься как отдельно с детьми с ОВЗ, так и в смешанных группах.

Релаксация – обязательный компонент всей программы. Для изучения своего внутреннего мира используются такие технологии, как сказкотерапия, песочнотерапия. Во время индивидуальных и групповых форм работы учащиеся учатся управлять своим внутренним состоянием с помощью методов телесной и арт - терапией. Так, например, применение телесной терапии на занятиях со специальной группой позволяет формировать при определенных физических упражнениях умение расслаблять внутреннее напряжение, снимать мышечные зажимы, что ведет к снятию психологических блоков и эмоциональной разрядке.

В результате апробации данного курса промежуточная диагностика показала, что при такой форме индивидуальной и групповой работы, во время которой учащиеся учатся управлять своим внутренним миром, показатель тревожности снижается.

Литература:

1. Вильдановна Ф.З., Ермаков И.Н. «Педагог в инклюзивном пространстве» Казань, 2011

2. Гусева Н.А. «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» / издательство «Речь» СПб, 2008.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Издательство «Речь», СПб – Москва 2013

4. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д., Данилова Н. Технологии сказкотерапии «Остров детства» / Издательство «Речь» СПб.

5. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А «Работа с телом В психотерапии».

6. Тимошенко Г. «О чем молчит наше тело»

7. Котова Е.В. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. / Издательство «ТЦ Сфера», 2007.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : – Питер, 2005. – С. 278-279.

9. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. –


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика