Организация речевой деятельности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения и русского языка

Шарафеева С.Г.
учитель начальных
классов высшей квалификационной категории,
ГБОУ «Казанская школа-интернат №4
для детей с ограниченными возможностями здоровья»


Интеграция детей с ОВЗ в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. Этому способствуют особенности их психического и речевого развития. Важно не то, чтобы ученик знал как можно больше, а чтобы он мог использовать приобретённые знания, опыт в самостоятельной жизнедеятельности. Поэтому на уроках русского языка и литературного чтения особенно важно создать условия для развития коммуникативных умений и навыков обучающихся через организацию речевой деятельности:

при работе со специально подобранными текстами по жизненно важным сферам деятельности человека; моделирование речевых ситуаций, которые помогут в ориентировании учащихся в различных условиях общения с окружающими и оформлении речевого высказывания.

А также эффективность обучения учащихся осуществляется на уровне межпредметной связи, которая помогает продлевать время обращения к темам социально-бытовой ориентировки, что повышает уровень социальной адаптации, способность применять накопленный социально-коммуникативный опыт учащимися в различных жизненных ситуациях. При работе с новыми словами, представленные в виде тематического словаря, я использую тематические речевые ситуации, которые предлагают и сами дети. Моделируем ситуации – просьба, обращение и привлечение внимания, совет, знакомство, прощание и другие, а так же составляем мини диалоги по заданной ситуации.

Используемый на уроке просмотр на компьютере видиозаписей с просьбами и обращениями самих учащихся в естественных условиях, позволяет поддерживать их интерес к данному виду деятельности, умение анализировать ситуацию и накапливать свой практический опыт. Умения и навыки, формируемые в речевой ситуации, расширяют возможности учащихся в диалоге, использование речевого опыта в новых условиях коммуникации. Учитывая тот факт, что взаимодействие всех сторон языка (фонетики, лексики, морфологии) проявляется на уровне синтаксиса (предложения), используем предложение как фундамент для отработки произносительных навыков, для обучения точному отбору слов и правильному их формообразованию. Поэтому работа над предложением является как главным условием работы по формированию коммуникативных навыков учащихся с ОВЗ. Для этого можно использовать задания и приёмы работы для развития речевых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Эффективными и результативными являются следующие упражнения и задания, способствующие развитию речевых и коммуникативных навыков:

- восстановление деформированного предложения и текста;

- постановка учащимися вопросов к предложениям.

Коррекционная работа с детьми ОВЗ ведётся по развитию таких умений и навыков, как:

- составление вопросов к предложению, абзацу, тексту;

- точно оформлять собственное высказывание в зависимости от речевой ситуации;

- составлять высказывание-рассуждение.

Работая над развитием навыка самостоятельного составления вопроса к предложению (абзацу, тексту) учащиеся пробуют себя в роли учителя. Дети охотно принимают данную игровую ситуацию, появляется желание задать свой вопрос. Интересным для учащихся является задание «Составь как можно больше вопросов к предложению». Работая над умением составлять высказывание-рассуждение, используются вопросы, которые наталкивают учащихся на составление сложных предложений. Так, вопросы почему? зачем? где? когда? при каком условии? Они стимулируют составление сложных предложений благодаря применению в данной работе модели построения рассуждения. Таким образом, подача материала на синтаксической основе способствует одновременному обогащению, уточнению и активизации лексического запаса школьников с ОВЗ, формирует умения осмысленного владения лексическими средствами, укрепляет взаимосвязь между лексическими знаниями учащихся и умением пользоваться лексическим запасом языка, т. е. в такой работе происходит формирование коммуникативных навыков учащихся.

Серьезным препятствием овладения детей с ОВЗ письмом и чтением являются речевые нарушения учеников. В этом случае я стараюсь правильно организовать и провести коррекционную работу, что поможет таким детям справиться овладевать школьными знаниями. Для ребенка очень важно овладеть логически связной речью и богатым словарным запасом. Для этого существует множество способов: беседы, составление рассказа по картинкам, восстановление деформированного текста, обучение детей рассуждению и доказательству посредством загадок. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Таким образом, загадка - это не просто развлечение и игра, но и упражнение в рассуждении и доказательстве, то есть важное средство обучения и развития. Поэтому, чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. У детей формируется интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов. Загадки повторяются по несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки. При анализе загадки подбираются вопросы, помогающие обратить внимание школьников на признаки и связи между ними. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений. Очень часто используемым приемом для развития речи является составление рассказа по картинкам, что формирует правильную связную речь и способствует развитию интереса к сочинительству.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал. Игры на уроках письма и развития речи дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность. Использовать игры можно в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Деление слова на слоги». Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п. Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов. Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по речевому развитию младших школьников с ОВЗ учителю необходимо использовать самые разнообразные методы.

Можно привлекать другие формы, например, проектная деятельность. Проектная деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель. Например, проект по окружающему миру «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», по литературному чтению «Загадки», «Пословицы» и т.д.

Так же считаю эффективным проведение таких игр и упражнений, применяемых как на уроках, так и во внеурочной деятельности:

Игра «Комплименты»

«Круг друзей»

«Солнечные лучики»

«Как меня зовут»

Игра «Дотронься до…»

Игра «Мяч в руки»

Игра «Ветер дует на….

Упражнение «Возьми себя в руки»

Упражнение «Сбрось усталость».

Метод проблемных ситуаций

На всех уроках, а особенно на уроках письма, чтения и развития речи я стараюсь формировать у учащихся фонематический слух, закладывать основы их грамотной устной и письменной речи. Умение слышать звук, фиксировать место его нахождения, четко его произносить, правильно знаково фиксируя его на письме, грамотно строить предложения, вступать в диалог с учителем и детьми, умело отвечать на поставленные учителем учебные вопросы, понимать и принимать учебную задачу — это работа, которую я ежедневно провожу. Я стараюсь формировать основу, которая определяла речевую культуру ребенка и успешность его обучения по всем предметам. Работу по формированию коммуникативных навыков планирую и осуществляю по таким направлениям:

1. Работа над развитием речевого аппарата.

2. Уточнение и обогащение словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Работа над связной речью.

5. Введение в активный словарь детей достаточного количества этических формул и клише.

6. Формирование умения выбрать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

7. Освоение ребенком собственно речевых норм в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

8. Формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других.

Проводила такие занятия: «Живут на белом свете волшебные слова», «Такое простое слово «здравствуйте», «Как это бывает в разных странах», «До свидания», «Извините, спасибо, пожалуйста», «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя». Знакомила учащихся с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, кино и т. д.). Важно, чтобы каждый ребенок стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения. Много бесед, практических занятий было проведено на темы: « Поведение на уроке», «Поведение в школе», «Поведение в магазине», «Поведение в общественном транспорте». На уроках развития речи, переменах и классных часах часто использую театрализацию (кукольный театр) по темам: «Мы в гостях», « Ты и твои друзья», «Прощание с гостем», «Игра в гости», «У нас сегодня праздник». Положительная динамика наблюдается в овладении коммуникативными навыками. За 3 года обучения в школе дети овладели достаточно развернутой речью и приобрели сформированные речевые средства (произношение, словарный запас, грамматический строй). Усвоены детьми основные речевые нормы в единстве с изучением общих правил культурного поведения, учащиеся овладели умением говорить и слушать других.

Изучение учащихся с ОВЗ в начальных классах показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Поэтому детям с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения. Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, учителю, психологу).

Таким образом, содержание предлагаемых методов обучения, упражнений, игр развивает у детей с ОВЗ коммуникативные умения и навыки, а также такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.

Библиографический список

Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский - М., 1956.- 448 с.

Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: -Наука, 1981. – 354 с.

Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев.- - М.:. Просвещение, 2005. - 214 с.

Лисина, М.И.Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.

Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.:1996.- 144 с.

Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

Изучение коммуникативных свойств личности в психологии [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Проблемы общения в социальной психологии [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова - М., 2000. – 150с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика