Юлтыева Наталья Евгеньевна
методист Управления образования г.Казани
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.
Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование.
Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Политика инклюзии направлена на преодоление барьеров, препятствующих включению в социальную жизнь, в том числе и в образование, любого человека (людей различных рас, вероисповеданий, культуры, людей с ОВЗ).
В Законе об образовании в Российской Федерации созвучно мировым трендам сформулировано, что инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Сегодня уже общепризнанным считается тот факт, что в условиях модернизации российского образования, в числе других изменений происходит реализация принципов инклюзивного образования. Толчком к разработке этой идеи стало, с одной стороны, стремление шагать в ногу с развитыми странами мира в вопросах образования, а, с другой стороны, насущная необходимость, продиктованная положением в стране. В России около 2-х миллионов (5%) детей с ОВЗ. При этом, согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. Таким образом, количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.
Процессы инклюзии стали реальностью для современной отечественной системы образования:
• они закреплены Российским законодательством;
• за последнее время в научной литературе накопилось большое количество публикаций по проблеме социальной образовательной инклюзии, что свидетельствует о высоком интересе ученых и практиков к данной инновации. Теоретические основы и проблематика инклюзии широко представлены в работах (Прочухаева М.М., Самсонова Е.В., 2010; Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., 2011; Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю., 2013; Самсонова Е.В., 2012; Самсонова Е.В., Рыскина В.Л., 2012; Самсонова Е.В., 2014, 2017) и др.
• развитию системы инклюзивного образования в Республике Татарстан уделяется большое внимание. Уже накоплен и обобщен определенный опыт работы с детьми с ОВЗ на экспериментальных площадках г. Казани.
В республике большая работа проводится по созданию условий и инновационных механизмов развития инклюзивного образования, большая работа проводится по созданию условий и инновационных механизмов развития инклюзивного образования
Созданы условия доступности среды для детей с ОВЗ. Проводится работа по созданию условий для формирования системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
На сегодня в общеобразовательных учреждениях города Казани работает около 300 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Практика показала, что педагоги условиях интегрированного обучения организуют работу с обычными детьми и детьми с ограниченными возможностями, владеют специальными-педагогическими умениями и навыками. В школах работают педагоги , психологи, логопеды, дефектологи, педагоги ресурсных кабинетов, знающие особенности детей, методы и методики их обучения.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Повышению профессиональной компетенции способствует совместная работа с ЧУ ДПО «Городской центр образования» в рамках федерального социального проекта «На урок- вместе!» и составляет важное звено в организации эффективной и системной деятельности по обеспечению методического сопровождения работы педагогов, организуются городские методические объединения, обучающие семинары, семинары- практикумы, конкурсы. С 2018 года проводится «Фестиваль лучших инклюзивных практик». Это дает возможность педагогам из разных образовательных учреждений г.Казани встретиться с коллегами, поделиться профессиональным опытом и обсудить актуальные вопросы образования, доступного для всех. Ведь главный инструмент инклюзии – это опыт и талант учителя, педагога, благодаря которому учебный процесс может стать эффективным и увлекательным одновременно.
Для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями проводится целенаправленная и комплексная работа по формированию у педагогов компетенций посредством организации методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Изучается обобщается и распространяется педагогический опыт педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства, проектах разного уровня;
- участие в педагогических советах, городских и районных методических объединениях, конференциях;
- создание банка методических разработок по работе с детьми с ОВЗ.
В настоящее время тема инклюзивного образования очень востребована, поэтому работа в данном направлении ведется постоянно и будет продолжена.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |