Маткулова Чулпан Фирдусовна,
заместитель директора по учебной работе
Савченко Альфия Маратовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Школа №57» Кировского района г.Казани
Аннотация. В данной статье авторы описывают способы организации обратной связи с обучающимися и их родителями по результатам проведения инклюзивной просветительской работы в школе. В качестве примера представлена методика работы по изданию специального выпуска школьной газеты, посвященного инклюзивному образованию и воспитанию в МБОУ «Школа № 57».
Ключевые слова: обратная связь, инклюзивное образование, просветительская работа
В МБОУ «Школа № 57» Кировского района г. Казани успешно реализуется проект инклюзивного образования. Проведение совместных уроков, внеклассных мероприятий, организация массовых спортивных соревнований и игровых программ говорит об умении педагогического коллектива школы органично соединить разных учеников вместе. На уроках дети с особенностями здоровья и дети с инвалидностью занимаются в одном классе с обычными учениками. Постоянно прослеживается умение классных руководителей сдружить и объединить всех своих учеников.
Участники многих городских и республиканских семинаров отмечали, насколько органично общаются обычные дети и дети с ОВЗ в нашей школе. Надо подчеркнуть, что взаимопомощь, уважение и внимательное отношение — это ежедневная практика. Старшеклассники помогают подняться на второй и третий этажи, сопровождают на уроки своих одноклассников с проблемами опорно-двигательной системы. А во многих классах вместе занимаются обычные ученики с одноклассниками с диагнозом ДЦП и синдромом Дауна. И никто из ребят не акцентирует на этом внимание, все реагируют адекватно и при необходимости всегда готовы помочь.
Данная успешная работы была бы невозможна, если бы не имела системного характера. Учителя школы № 57, регулярно проходят обучение по направлению: «Инклюзивное образование», а главное, активно применяют полученные знания на практике.
Первый шаг к совместному обучению всех детей делают учителя начальной школы. Уже в первом классе они в игровой, понятной форме объясняют своим ученикам необходимость толерантного и терпимого, уважительного и доброго отношения к одноклассникам вне зависимости от их внешности возможностей здоровья. «Мы одна команда, мы как одна семья, а в семье любят всех!» - вот лейтмотив Уроков добра. Надо отметить, что и на родительских собраниях учителя проводят воспитательные беседы с родителями детей своих классов. В комплексе получается большая просветительская работа, которая дает свои результаты.
Цель работы - продемонстрировать способы организации обратной связи с детьми и их родителями по результатам проведения инклюзивной просветительской работы и оказание содействия педагогическим работникам в проведении мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок среди школьников.
Задачи - описание методики работы по получению обратной связи (впечатлений и отзывов) о проведенной совместной работе гостями уроков добра и классными руководителями, от родителей и их детей, учеников начальных классов. В качестве примера представлен опыт издания специального выпуска школьной газеты, посвященного инклюзивному образованию и воспитанию в МБОУ «Школа № 57».
Грамотно организованная инклюзивная работа всегда подразумевает получение отзывов о ее результативности от участников. Целевая группа данной проекта - это ученики начальной школы, показали, что прием написания семейной статьи, может помочь наглядно продемонстрировать родительской общественности и коллегам результаты инклюзивного образования и воспитания.
Нынешние второклассники и их родители уже сейчас готовы делиться впечатлениями. Многие хотят стать постоянными авторами статей. А развитие современных гаджетов и совершенствование программ дает возможность в будущем снимать просветительские видеоролики и делать архивные записи занятий, и по согласованию демонстрировать на уроках в других школах и социальных сетях.
В данной статье отражены основные способы получения обратной связи от детей и родителей по результатам проведения инклюзивной работы.
Как можно понять услышал ли ребенок сказанные во время классного часа или урока добра слова, а главное, как он их понял, особенно, если это ученик начальной школы. Каким образом выяснить, что рассказал ребенок дома своим родителям и как они оценили деятельность классного руководителя, тьютора, гостей мероприятия.
Речь идет как о традиционных способах получения обратной связи (анкетирование, проведения опроса, обмен мнениями), но и организации во-вторых классах написание совместной семейной статьи для специального выпуска школьной газеты.
Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практико-ориентированный характер. Выбор формы занятия, осуществляется с учетом возраста обучающихся и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.
Обмен мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Фотоотчет является неотъемлемой частью проведения любого занятия подобного типа. Однако, фотограф не должен мешать проведению урока, а по максимуму использовать возможности современной техники (приближение, зумирование). Если же ребята привыкли к фотографированию и фотограф не мешает проведению занятия, то возможны перемещения по классу. Крупные планы всегда более четко передают эмоции участников.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом. Приветствуется самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения). Важным этапом становится обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. В беседе с друзьями и родителями ребенок в точности сможет воспроизвести этапы урока, только в том случае если они были четко обозначены. В том числе и названы вслух. Структура каждого урока включает три этапа: вводный, основной и заключительный этапы Длительность одного занятия для обучающихся начальных классов – 30-35 минут.
В качестве дополнительного участника занятий можно пригласить представителя родительского комитета класса. Наличие родителя поможет создать у учеников ощущение сопричастности к чему-то очень важному «Ведь даже маму … позвали, значит все это очень серьезно!».
На уроках по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих». Все их нужно четко объяснять и желательно использовать наглядность в виде изображений.
Самой эффективной формой работы инклюзивного занятия являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения - при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой – при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведении такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности. Надо отметить, что именно об этой части занятия ученики начальных классов всегда вспоминают в первую очередь. Почти во всех детских отзывах практические упражнения оставляли самый яркий след в памяти и воспроизводились во время пересказа хода занятия.
По итогам проведения занятия проводится рефлексия, которая начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия. Далее ребятам предлагается высказать свое мнение о полученном на занятии опыте. При проведении рефлексии могут быть использованы следующие вопросы: Что произвело на вас наибольшее впечатление? Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии? Какие выводы Вы для себя сделали?
Главное помнить, что все «взрослые» вопросы нужно переводить на понятный детям язык. И в качестве домашнего задания можно поручить рассказать дома о проведенном уроке. Для родителей готовится «шпаргалка», в которой указаны вопросы, которые они смогут задать детям, чтобы направить их пересказ в нужное русло. А для получения обратной связи обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта.
По итогам проведения Инклюзивной декады в школе № 57, комплекса мероприятий и встреч с сотрудниками НКО «Городской центр образования» в рамках федерального социального проекта «На урок – вместе» и Управления образования ИКМО г. Казани, было предложено написать статью, в которой требовалось ответить на несколько вопросов.
Чтобы решить эту задачу ученики на первом этапе пересказывали родителям, что они узнали на инклюзии, кто такие дети с особенностями здоровья, как сложно им порой бывает решать самые простые бытовые вопросы. Классные руководители помогали родителям, высылая в групповые чаты фото с прошедших мероприятий.
На втором этапе родители и их дети совместно отвечали на вопросы и записывали свои впечатления. И уже потом представляли в редколлегию школьной газеты готовые статьи. Особенностью размещения каждой статьи в газете была обязательная фотография ученика, представлявшего свое мнение. На выходе получилось 12 полосное издание (6 страниц формата А4), где были собраны отзывы и впечатления от проведенной работы, как от детей, так и от их родителей.
Создание специального выпуска школьной газеты включает в себя несколько особенностей обратной связи. Во-первых, печатная публикация имеет более продолжительный срок жизни в информационном пространстве, когда номер газеты путешествует из рук в руки заинтересованных или осведомленных читателей. Во-вторых, при подготовке текста возможна его тщательная коррекция, сведение возможных оговорок, ошибок, невольных оговорок.
Опыт подсказывает, что эти особенности процесса подготовки материала в формате отзыва об Уроке Добра не содержат сколь-нибудь непреодолимых препятствий и трудностей. Главное - быть нацеленным на проявление максимальной доброжелательности.
Классные руководители проводят беседы с детьми и информируют родителей о возможности написать отзыв в виде статьи. Каждый мог принять участие в этом задании по желанию. Ни объем отзыва, ни его формат не оговаривался заранее. В семьях была предоставлена полная свобода для выполнения задания.
Так, некоторые статьи представляли собой короткие ответы на поставленные вопросы. Это значило, что родители просто записали, ответы детей. Стиль и форма детской речи были сохранены без изменений. Правильные и четкие ответ означали, что ребенок запомнил происходящее, а родители изложили этот рассказ, пошагово пересказав урок.
Было несколько статей, в которых чувствовалась большая доля родительской помощи. Стиль повествования, обороты речи, очень «взрослые» объяснения. Этот тип работы так же полезен. Так как ребенок стал вдохновителем для родителей и привел их к поиску информации.
Большое практическое значение имеет размещение фотографии автора статьи на полосе. Дети не просто высказываются о происходящем, но портретом подтверждают свои слова, несут за них ответственность. Это сильный и важный фактор для формирования ответственного отношения к своим словам и поступкам.
Порой бывает очень сложно сделать первый шаг. Но если он сделан, остальные шаги будет делать легче. На пути школьной инклюзии всегда было много препятствий. Но, с годами, становится заметно, что каждое новое поколение учеников все быстрее адаптируется к безбарьерному общению, все больше школьников идут на контакт, все активнее происходит сближение и социализация особенных детей. Необходимо учить толерантности, видеть ответную реакцию, учить «считывать» специальные знаки и понимать, что все люди в независимости от своих способностей неповторимые и интересные.
В рамках Декады ученики начальных классов МБОУ «Школа № 57» смогли не только познакомиться с интересными людьми, но и сами стали участниками открытого диалога, оставили свой след в истории школы. Каждый год они смогут все глубже познавать мир вокруг себя и равноправие и взаимопомощь, терпимость и уважение других людей будут для них не просто словами и системой жизненных координат.
Литература:
1. Ворошилова Е.Л. Социальный куратор – кто это? Методическое пособие об организации сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья. – Москва, 2015. – С. 3-4.
2. Зарецкий В.В., Маллер А.Р. Инновационный проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья» // Мастер-класс, 2013, № 9.
3. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов. - Москва, 2012.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |