Шакирова Альбина Шамилевна,
педагог – психолог
высшей квалификационной категории
Иевлева Светлана Владиславовна,
учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 153»
Кировского района г.Казани
Аннотация: практика коррекционно – развивающих занятий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии обнаруживает ряд часто встречающихся схожих недостатков в развитии. В статье рассматриваются разные формы работы со сказкой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как альтернативного способа формирования их жизненных компетенций.
Ключевые слова: учащийся с ограниченными возможностями здоровья, недостаточное развитие, сказкотерапия, песочная терапия, инсценирование сказочного произведения, арттерапевтическая работа по сказке.
На сегодняшний день инклюзивное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями прочно вошло в жизнеустройство школ. Почти в каждой школе можно встретить учащегося, нуждающегося в специальных условиях обучения воспитания и развития, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП).
Необходимым условием реализации АООП является организация коррекционно – развивающей работы. Коррекционная работа может проходить в индивидуальной или группой форме, и, предполагает исправление или ослабление недостатков психофизического развития у учащегося с ОВЗ, максимального раскрытия его потенциала [3]. Коррекция строится, исходя из индивидуальных потребностей конкретно взятого обучающегося, специфики его физических и психических нарушений определенной нозологии.
В школе по адаптированной основной общеобразовательной программе, разработанной образовательной организацией, обучаются четыре учащихся. Каждая из АООП имеет коррекционную часть, которая реализуется в нашей школе учителями, педагогом – психологом, а также специалистами других образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия. Программа коррекционной работы каждого из учащихся с особыми образовательными потребностями строится на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (если у учащегося имеется инвалидность), результатов наблюдений и индивидуальной диагностики данного учащегося специалистами школы. Подробнее об организации психолого-педагогического сопровождения в условиях нашей образовательной организации можно познакомиться в сборнике «Из опыта работы педагогов-психологов РМО Кировского и Московского районов г. Казани в рамках реализации ФГОС и инклюзивного образования» [1].
Опыт диагностической и коррекционно-развивающей деятельности с учащимися с ОВЗ показал, что частыми нарушениями для учащихся с ОВЗ различной нозологии являются типичные, схожие недостатки в их развитии. У всех обнаруживаются недостатки сенсомоторного развития, а именно недостаточное развитие работы анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, обонятельного, вкусового, а также недостаточное развитие глазодвигательной и двигательной координации. Недостаточное развитие сенсорного восприятия учащихся ОВЗ неизбежно влекут за собой отклонения в развитии высших психических функций, а именно в запоминании, умении сосредотачиваться, замечать изменения, происходящие в ближайшем окружении, в умении удерживать устойчивость внимания в пределах возрастных возможностей, обнаруживают наглядно - действенный характер мышления. Особенности когнитивного развития таких учащихся, а также вынужденные особенности жизнеустройства семей, имеющих детей с проблемами в здоровье, часто влекут за собой нарушения эмоционально-личностной сферы этих детей, а именно, сниженные адаптационные способности.
Сенсомоторное развитие является базой, фундаментом для успешного обучения, успешного интеллектуального развития обучающегося. Ощущения и восприятие дают человеку представление о разнообразии окружающего нас мира. Необходимо, чтобы все анализаторы восприятия, все органы чувств работали в совершенстве. Тогда учащийся будет полно и расчетливо воспринимать и замечать окружающее, свойства предметов и их отношения.
Уровень сформированности познавательных процессов также является необходимым условием успешного усвоения адаптированной программы. Хорошая память, устойчивое и продуктивное внимание, развитые операции мышления – залог благополучной обучаемости, умения перенести усвоенные знания на новый материал.
Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим, адаптивность. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в психологической поддержке и коррекции, так как часто имеют суженый круг взаимодействия и общения.
Поэтому формирование и развитие этих компетенций, обучающихся с особыми образовательными потребностями, является актуальным. Компетенции формируются в опыте собственной деятельности, поэтому необходимо, чтобы ребенок оказывался в среде, способствующей их становлению. В нашей школе этот процесс проходит через привлечение и участие данных учащихся в занятиях по сказкотерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму (сказку) для развития личности, его творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка способна обеспечить ненавязчивое влияние на развитие личностных универсальных учебных действий школьника.
Цель разработки (проекта): формирование жизненных компетенций у учащихся с особыми образовательными потребностями посредством сказкотерапии (занятий по программе «Волшебная страна чувств», занятий в театре кукол).
В соответствии с целью определились задачи:
• научиться шить куклы;
• научиться управлять куклами;
• развить артистические способности;
• совершенствовать речевые навыки, выразительность речи;
• научиться осознавать собственные эмоции, различать эмоции у других;
• повышать культуру совместной деятельности родителей и детей;
• создать культуру взаимоотношений в коллективе, атмосферу уважения друг к другу, доверия, инклюзивную культуру взаимоотношений.
Срок реализации: в течение учебного года.
Для реализации разработки определен график. Один день в неделю занятия по программе Зинкевич – Евстигнеевой с использованием песочной терапии «Волшебная страна чувств» проходят индивидуально для учащихся ОВЗ, находящихся на обучении на дому и в малых группах для учащихся ОВЗ, находящихся на полной инклюзии. И один раз в неделю встречи в театре кукол. Разработано календарно-тематическое планирование по курсам, где занятия ведут педагог – психолог и учитель технологии. Некоторые занятия предполагают участие родителей учащихся.
Методологической основой по сказкотерапии являются работы Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой.
В своей сказкотерапевтической деятельности с учащимися с особыми образовательными потребностями по-разному работаем со сказкой:
• знакомство и обсуждение уже существующей сказки;
• самостоятельное написание (проговаривание) сказки учащимся (родителем);
• арт терапевтическая работа по мотивам сказки;
• инсценирование сказки (актерское обыгрывание или театр кукол).
В коррекционных занятиях с учащимися с ОВЗ по сказкотерапии часто используем песочницу. Обыгрывание сказки в песочнице с игрушками - это возможность развития различных видов восприятия у учащегося (слухового, зрительного, тактильно – двигательного), познавательных процессов, эмоционально – личностной и волевой сфер. Кроме того, занятия с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, способствуют налаживанию контакта, обучающегося и педагога. Так, с использованием песочной терапии, учащиеся с особыми образовательными потребностями посещают занятия по программе Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Волшебная страна чувств». Программа адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями путем предложения учащемуся меньшего количества эмоций, готовых алгоритмов поведения героев сказки (всё зависит от индивидуальных возможностей учащегося). Программа предусматривает многократное повторение одного и того же материала, поэтому количество времени для изучения одной эмоции увеличено.
Участие в инсценировании является мощным развивающим потенциалом для учащихся. Это активация всех каналов восприятия (слухового, зрительного, кинестетического), речевое, двигательное, когнитивное и эмоциональное развитие. А инсценирование сказочного произведения с помощью театра кукол, умелое управление персонажами произведения способствует сенсорному развитию, формированию внимательности, наблюдательности, координации, моторики учащихся.
Кроме того, инсценирование - совместная для всех участников деятельность, а значит, предполагает формирование коммуникативных компетенций. Участники инсценирования эмоционально включаются в деятельность, испытывают чувства и демонстрируют их, делятся впечатлениями. Все находятся в контакте друг с другом, соотносят свои действия, регулируют своё поведение. Участники – это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, что способствует формированию инклюзивной культуры взаимоотношений.
Арт терапевтическая работа по мотивам сказок, процесс изготовления костюмов для инсценирования, кукол для театра кукол, декораций способствует погружению человека в свой внутренний мир. Эта деятельность даёт возможность прислушаться к себе, развивает рефлексивные способности. В этом творческом процессе используем профессиональные знания по техникам изготовления кукол, пошива костюмов учителя технологии.
В процессе подготовки к инсценированию сказки, в арттерапевтической деятельности используем ресурс родителей учащихся. Организация взаимодействия детей со взрослыми - возможность для приобретения нового опыта в общении учащихся с ОВЗ. Эмоциональная включенность родителей в совместную деятельность даёт мощный мотивационный ресурс для учащихся. Для родителей учащихся с ОВЗ – это возможность интегрироваться в образовательный процесс своего чада.
В сказкотерапии находим тот ресурс, который помогает:
• развитию всех видов анализаторов у учащихся;
• развитию крупной и мелкой моторики, глазодвигательной координации учащихся;
• развитию познавательных процессов учащихся;
• развитию рефлексии учащихся, родителей;
• формирование навыков эффективного поведения;
• формирование навыков построения эффективных взаимоотношений с окружающими;
• формирование ответственного отношения к своему здоровью (физическому и психическому).
Данный опыт возможно использовать в образовательных учреждениях для детей дошкольного и школьного возраста. Содержание тематических встреч, техники изготовления кукол и выбор произведения для инсценирования возможно корректировать под определённый возраст участников театра кукол, исходя из их индивидуальных возможностей и потребностей. Для проведения сказкотерапевтических занятий с использованием песочной терапии необходимо специальное обучение педагога.
Литература:
1. «Из опыта работы педагогов – психологов РМО Кировского и Московского районов г. Казани в рамках реализации ФГОС и инклюзивного образования» - Казань: ЗАО «Интауп», 2019.-47 стр
2. Инклюзивное образование в общеобразовательной организации: сборник проектов локальных нормативно правовых документов / В. В. Герасимова, Л. А. Кудрящова. – Казан, ГАОУ ДПО «ИРО РТ» - 47 стр
3. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зиневич – Евстигнеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб – Речь, 2013
4. Преемственная система инклюзивного образования: материалы V Международной научно-практической конференции, 1–2 марта 2017 г. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2017. – 588 с.
5. Программа коррекционной работы для обучающихся с расстройством аутистического спектра: методические материалы для специалистов сопровождения учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов образовательных организаций / Сост.: Т.Ю. Галочкина, И.О. Баранова, Л.И. Грачева, Т.С. Кузьмина [и др.]. – Красноярск, 2016. – 84 с.
6. Самохин И. С. Путь к общему инклюзивному образованию в современной России: от «Ковчега» до Закона/ И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева// Научный диалог. – 2016. - №7(55)
7. Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2006.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |