Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ на уроках родного (татарского) языка

Саматова Ф.Г.,
учитель татарского языка и литературы,
высшей квалификационной категории, ГБОУ “Казанская школа-интернат №4»


На сегодняшний день все большую востребованность приобретает активная и коммуникативная личность. Согласно ФГОС третьего поколения перед учителем татарского языка возникает задача развить у учащихся речемыслительные способности, формировать их коммуникативную компетенцию. Данная задача несколько усложняется ввиду работы с детьми с ОВЗ, так как у большинства из них помимо физических проблем, существует большой психологический барьер, который тормозит их социализацию. Коррекционная школа существует для того, чтобы откинуть у детей этот барьер и помочь им социализироваться в обществе и найти свое место в жизни. Здесь огромную роль играет коммуникация и развитие у школьников коммуникативной компетенции. Нам – учителям языков, на мой взгляд, особое внимание стоить уделять именно развитию коммуникативной компетенции наших подопечных. Для того, чтобы успешно проводить занятия, направленные в первую очередь на развитие коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ, необходимо разобраться в теории.

Итак, термин компетенция, которую в 1972 году в науку ввел американский ученый-лингвист Н.Хомский, обозначает общие и частные цели и содержание обучения методики преподавания иностранных языков. В настоящее время понятие компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков по языку.

Ведущей для современной методики преподавания татарского языка является коммуникативная компетенция, которая включает: лингвистическую (языковую), речевую (социолингвистическую), дискурсивную, стратегическую (компенсаторную), социальную (прагматическую), социокультурную, предметную, профессиональную компетенции [Божович, 2008: 129]. Коммуникативная компетенция при обучении татарскому языку – это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языка, о специфике различных типов дискурсов; это способность изучающего язык его средствами осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания. Проще говоря, коммуникативная компетенция – это умение понимать, писать и разговаривать на определенном языке, при этом владея всеми его лексическими, фонетическими, грамматическими основами и культурой речи.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [Акимова, 2002: 62]. Коммуникативная компетенция учащегося предполагает использование полученных знаний на уроках татарского языка на практике. Это и является условием реализации педагогики компетенций.

Развитие коммуникативной компетенции детей с ОВЗ – это: умение правильно задавать вопросы, приводить надежные доказательства, делать продуманные шаги в построении диалога. Помимо этого, коммуникативная компетенция:

- побуждает у учеников интерес к изучаемому языку;

- желание искать дополнительную информацию про носителей языка, их истории, быте и т.д.;

- ученики задают себе конкретный вопрос «с какой целью я изучаю этот язык?» и при этом способны дать на него четкий ответ;

- умеют формировать и отстаивать собственное мнение на изучаемом языке.

Таким образом, коммуникативная компетенция подразумевает под собой навыки овладения всеми видами речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма. Факторами, влияющими на развитие коммуникативной компетенции учащихся являются богатство речевой среды и речевая активность языковой личности. Если первое из них зависит прежде всего от социальных факторов, то речевую активность языковой личности можно контролировать. Важнейшим условием развития коммуникативной компетенции языковой личности является постоянное общение. Огромную роль здесь играет и общение учителя с учащимися. Для мотивации детей необходимо установить доверительные отношения с учащимися. На наш взгляд, педагогика сотрудничества и применение современных методов на уроках татарского языка способствуют развитию коммуникативной компетенции школьников.

Таким образом, чтобы добиться положительного результата в изучении учащимися с ОВЗ татарского языка, необходимо обеспечить, чтобы задания были естественны, направлены на коммуникативную деятельность, чтобы каждый ребенок мог их выполнить. Необходимо добиваться того, чтобы ученики могли использовать теоретические знания, последовательно изучая все этапы познания. Современные условия, созданные в коррекционных школах в полной мере позволяют развивать коммуникативную компетенцию учащихся с ОВЗ, тем самым подготавливая их ко взрослой жизни.

Список литературы.

1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход – М.: Знание, 2002. – 173 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика