ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТ-ТЕРАПИИ

Марина Владимировна Хоменко, директор
Венера Рашитовна Садикова, заместитель директора по УР
Светлана Васильевна Храмова,учитель начальных классов, ресурсный педагог
Дильбар Равильевна Файзуллина, учитель музыки
Алсу Юнусовна Халиуллина, учитель начальных классов
Сарвина Толибджоновна Джураева, младший воспитатель
МБОУ «Школа №156», Советский район г.Казань


Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики у учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития играет арт-терапия.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, адаптация, социализация, арт-терапия, мелкая моторика, искусство, взаимодействие со сверстниками.

Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет сформированная мелкая моторика рук. Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Работа по развитию мелкой моторики рук через арт-терапии способствует всестороннему развитию детей с ОВЗ. Дети, которые овладели техниками изо-терапии и пластилино- терапией, отличаются богатой фантазией и воображением, желанием творить.

Учащимся с ОВЗ нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. В данной работе представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по работе арт-терапией для развития мелкой моторики рук. Социализация ребенка с ОВЗ средствами арт-терапии понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Важно отметить, что пластилино - терапия даёт равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.

Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ через арт-терапию на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г.Казани для обучащихся 1-4 классов.

Целью данной работы стало: развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством арт-терапии (изо-терапии, пластилино-терапии, музыкотерапии).

В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи:

• Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в литературе.

• Выявить особенности развития мелкой моторики детей школьного возраста с ОВЗ.

• Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей с ОВЗ на занятиях.

• В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов: внимания, мышления, памяти и речи детей.

• Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, контроль за собственными действиями.

Были разработаны направления деятельности:

• формирование и развитие чувства ритма;

• формирование и развитие движения пальцев рук;

• формирование и развитие вестибулярного аппарата.

Формы: обучение проходит индивидуально и в малых группах.

Переход от индивидуальной к подгрупповой форме работы осуществляется по следующей схеме:

• формирование и развитие мелкой моторики в паре: ребёнок- тьютор, ребёнок-учитель, ребёнок-ребёнок;

• закрепление навыков мелкой моторики в малой группе (3-5 обучающихся) при участии учителей, тьютора, специалистов;

• отработка навыков на интегрированных занятиях специалистов.

Работа делится на блоки:

• первичная диагностика детей на определение и выявления нарушений, связанные с мелкой моторикой;

• практическая работа всех специалистов;

• определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

На практических занятиях дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке серии коррекционно-развивающих занятий, способствующих её развитию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, на занятиях арт-терапии.

Занятия проводились специалистами 2 раза в неделю. Была проведена первичная диагностика и повторная.

Уровень развития детей с ОВЗ при складывании листа бумаги, разглаживании сгибов, развитии мелкой моторики рук показал следующие результаты:

• на начальном этапе средний уровень развития показали - 10 учащихся, низкий уровень - 18 учащихся;

• при контрольном измерении высокий уровень – 2 учащихся, средний уровень – 16 учащихся, низкий уровень – 10 учащихся.

• Таким образом, после проведенной коррекционной работы у учащегося кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

• Анализ результатов показал, что у детей:

• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• возросла речевая активность в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;

• стала более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем в обучении;

• лучше адаптироваться в практической жизни;

• научиться понимать многие явления окружающего мира.

Литература:

1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. – М.: Изд. «АРКТИ», 2009. – 48 с.

2. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - M.: Изд-во: Академия, 2001. - 248 с.

3. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.

4. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. – 234 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика