Мубаракова Флюра Наильевна, директор
Ярославцева Наталья Владимировна, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Белицкая Виктория Константиновна, преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Шафикова Рамина Валиулловна, преподаватель хореографии
МБУДО «Детская музыкальная школа № 1» Кировского района г. Казани
Аннотация. Проект разработан для детских музыкальных школ, занимающихся обучением, воспитанием и социально-культурной реабилитацией детей с ОВЗ, имеющих ментальные особенности развития, такие как умственная отсталость легкой степени. Его реализация направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ, учитывая его возможности, интересы, мотивы и способности.
Ключевые слова: дополнительное образование, дети с ОВЗ, реабилитация, социализация, адаптация, развитие творческих способностей, культурно-просветительская и творческая деятельность.
В связи с современными требованиями законодательства Российской Федерации об инклюзивном образовании актуальным становится вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тогда как включение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения является более реальным и уже внедряющимся во многие учебные заведения страны, интеграция детей с ментальными нарушениями вызывает определённые сложности, поскольку уровень психического и умственного развития является определяющим в формировании базы учащихся системы общего и дополнительного образования.
Дети с ограниченными умственными и психическими возможностями, поступая в специализированные коррекционные школы, сталкиваются с трудностями социализации, и оказываются в ситуации замкнутого общественного круга сверстников с подобными или даже более тяжёлыми патологиями, что может вызывать процесс регресса. Дополнительное образование потенциально является площадкой для социализации «особых» детей посредством искусства при обучении их наряду с нормально развивающимися детьми, что будет являться в свою очередь средством гуманизации таких обучающихся.
Актуальность создания проекта «Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ступени в музыку»: результаты и эффекты реализации» (далее Проект) продиктована необходимостью определить содержание и организационные условия художественного образования и эстетического воспитания для детей с ОВЗ (ментальные нарушения) в системе дополнительного образования.
Проект разработан для детских музыкальных школ, занимающихся обучением, воспитанием и социально-культурной реабилитацией детей с ОВЗ, имеющих ментальные особенности развития, такие как умственная отсталость легкой степени. Проект выстроен с учетом психологических особенностей детей с нарушениями психологического и интеллектуального развития и учитывает создание особых условий для личностно-индивидуального роста. Его реализация направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ, учитывая его возможности, интересы, мотивы и способности.
Проект «Ступени в музыку» реализует мероприятия, дисциплины, разделы и темы, которые бы авторы предложили и здоровым детям. Поэтому он может использоваться в инклюзивном пространстве, где дети с разными нарушениями включены в образовательное пространство здоровых детей.
Срок реализации проекта – 4 года. Проект учитывает этапы развития ребенка и представляет собой единую систему четырехлетнего комплексного обучения детей с ОВЗ (с первого года обучения в течение 4-х лет) по трем предметам («Музыкальный инструмент. Фортепиано», «Беседы о музыке», «Основы музыкальной грамоты») с последовательно развивающимися темами.
При реализации программы «Ступени в музыку» со сроком обучения 4 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 560 часов, в том числе по учебным предметам: Музыкальный инструмент. Фортепиано – 280 часов, Беседы о музыке – 140 часов, Основы музыкальной грамоты – 140 часов.
Междисциплинарный подход позволяет создать связь теоретического и практического содержания разделов, включенных в общий образовательный маршрут как «по вертикали» (от первого класса к четвертому), так и «по горизонтали» (от одного предмета к другому).
Кроме основных предметов в учебный процесс могут включаться в качестве дополнительных дисциплин «художественное слово», «декоративно-прикладное творчество», «ритмика», которые обеспечивают развитие навыков коммуникации, выражения своих эмоций и понимания чувств других людей, способствуют снятию физических (эмоциональных) зажимов, что особо важно для данной категории учащихся.
Занятия с учащимися носят индивидуальный характер, имеют специфическую структуру, разработанную на каждого учащегося отдельно. В их основе лежит личностно-ориентированный подход.
Основная идея проекта – создать условия для социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через учебную, культурно-просветительскую и творческую деятельность. Практическая значимость данного проекта заключается в получении детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного художественного образования.
Цель проекта: абилитация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства, оптимизация процесса их социализации и развитие творческих способностей через изучение комплекса предметов художественно-эстетической направленности.
Задачи проекта:
- развивать у детей навыки общения посредством искусства;
- обучить детей элементарным исполнительским и изобразительным навыкам и раскрыть творческий потенциал ребенка с ОВЗ;
- способствовать развитию речи, двигательных навыков, концентрации и удержания внимания, осознанности действий посредством артпедагогики;
- прививать навыки концертно-исполнительской практической деятельности, научить взаимодействию со сверстниками в художественной среде;
- формировать активную оптимистическую жизненную позицию и толерантность у всех участников учебно-воспитательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, детей, учащихся МБУДО «ДМШ № 1» (норма развития) и их родителей, педагогов и другого социального окружения;
- включить родителей детей с ОВЗ в активное общение со своим ребёнком и педагогический процесс.
Исходя из данной цели и задач содержание проекта «Ступени в музыку» должно обеспечивать целостное развитие личности ребёнка с ОВЗ, а также способствовать приобретению им теоретических знаний и практических навыков.
Целевая группа проекта: дети с ОВЗ, имеющие ментальные особенности развития, такие как умственная отсталость легкой степени. В реализации проекта могут участвовать и другие категории детей с ОВЗ.
В настоящий момент в реализации проекта принимают участие один ребенок с ОВЗ: учащийся 3 класса МБУДО «ДМШ № 1» - ученик 6 класса «Казанской школы № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Срок реализации проекта 2017 – 2021 годы.
1 этап. Подготовка и организация проекта (январь 2017 – август 2017):
- создание творческой рабочей группы педагогов по реализации проекта;
- организация информационного сопровождения проекта, направленного на поиск новых социальных партнеров и развития связей с уже имеющимися;
- создание условий в учреждении для формирования адекватных социальных представлений о детях с ограниченными возможностями;
- разработка Адаптированной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Ступени в музыку» (далее – адаптированная программа «Ступени в музыку») и программ учебных предметов «Музыкальный инструмент. Фортепиано», «Беседы о музыке», «Основы музыкальной грамоты».
2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2017 – май 2021):
- учебная деятельность по адаптированной программе «Ступени в музыку»;
- творческие фестивали, конкурсы и выставки;
- культурно-просветительская деятельность;
- мастер – классы, открытые уроки, семинары, конференции.
3 этап. Анализ реализации проекта (май – сентябрь 2021):
- обобщение и анализ полученных результатов;
- проведение заседаний педагогического совета и методических объединений, проведение круглого стола с социальными партнерами;
- разработка тематических методических материалов, издание методического материала.
Планируемые результаты реализации проекта.
В результате реализации проекта, учащиеся с ОВЗ будут иметь навыки общения посредством искусства; владеть элементарным исполнительскими и изобразительными навыками; иметь возможность раскрытия творческого потенциала, развития речи, двигательных навыков, концентрации и удержания внимания, осознанности действий посредством артпедагогики; владеть навыками концертно-исполнительской практической деятельности; владеть навыками взаимодействия со сверстниками в художественной среде.
Прочие учащиеся МБУДО «ДМШ № 1», реализующего проект «Ступени в музыку», будут иметь возможность развития толерантности и социальной грамотности.
Родители детей с ОВЗ, участвующих в реализации проекта, получат эмоциональное подкрепление посредством артпедагогических методов и возможность обмена опытом.
Результаты промежуточного этапа реализации проекта (учащийся 3 класса МБУДО «ДМШ № 1»). Преимущества в воспитании и образовании детей с ОВЗ в развитии средствами искусства выражается в том, что искусство, наряду с множеством других своих функций в обществе, обладает обширным потенциалом различного вида коммуникаций, обеспечивающих личности получение навыков общения и взаимодействия с социумом.
1. Обучение в рамках проекта осуществляется по адаптированной программе «Ступени в музыку». Для учащегося выбран индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве, определена оптимальная аудиторная и внеаудиторная нагрузка. Создан оптимальный график посещения занятий.
В качестве документа, определяющего содержание и годовые требования при индивидуальных формах занятий по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано», разработан индивидуальный план учащегося. Индивидуальный план по учебному предмету отражает полноту и качество выполнения программы учебного предмета, этапы формирования знаний, умений, навыков и позволяет реализовать индивидуальный подход к учащемуся.
По предметам историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» и «Основы музыкальной грамоты» разработаны календарно-тематические планы.
2. Ведется непрерывный контроль за динамикой учебно-познавательной деятельности обучающегося. Организован текущий контроль. Проводится промежуточная аттестация: контрольные уроки по предметам историко-теоретической подготовки, академические зачеты по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано».
3. У учащегося имеется большое желание заниматься в детской музыкальной школе, присутствует отклик на учебные предметы и развитые на достаточном уровне творческие навыки.
4. Для учащегося созданы возможности принятия участия в концертной деятельности образовательной организации с целью инклюзивного взаимодействия. В рамках Программы творческой и культурно-просветительской деятельности учащийся выступает на классных, школьных и районных концертах.
5. Занятость обучающегося в конкурсной деятельности имеет положительную динамику. За три года учащийся принял участие в 27 конкурсах: из них 20 конкурсов в Казани, 7 конкурсов с выездом в города Чебоксары, Йошкар-Ола, Ижевск, Зеленодольск. Принимал участие в конкурсах летней творческой смены в г. Сочи (2018 г.) и г. Алушта (2019 г.). По итогам конкурсов награжден 44 дипломами Лауреата и дипломанта. Учащийся выступает как солист (фортепиано), в ансамбле с преподавателем (фортепианный ансамбль «Учитель-ученик»), в номинациях «Художественное слово», «Декоративно-прикладное творчество» (пластилинография), в номинации «Хореография» совместно с хореографическим коллективом «Ассорти-данс».
Данный опыт может использоваться в других образовательных организациях. В учебном процессе ДМШ и ДШИ может применяться сама адаптированная программа «Ступени в музыку», так как она разработана с учетом Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-9/06-ГИ, с учетом Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций», с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
При реализации адаптированной программы «Ступени в музыку» Школой разработаны: планируемые результаты освоения программы, график образовательного процесса и промежуточной аттестации, содержание и форма итоговой аттестации, система и критерии оценок.
Программы учебных предметов «Музыкальный инструмент. Фортепиано», «Беседы о музыке», «Основы музыкальной грамоты» также имеют четкую структуру. В них определены: характеристика учебного предмета, объем учебного времени, формы проведения аудиторных занятий, методы обучения, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащегося, формы и методы контроля, система оценок и методическое сопровождение учебного процесса.
Адаптированная программа «Ступени в музыку» является интегрированной, и в ней школа использует все свои возможности для обеспечения комплексного воздействия различных видов искусств на личность в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Так как кроме непосредственного учебного процесса в школе организованы концертная и выставочная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях, творческие встречи, поездки, репетиции, праздничные и внеурочные мероприятия.
При реализации проекта была разработана нормативная документация, которая также может быть использована в других организациях. Это: Правила приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства (отдельный раздел посвящен особенностям проведения приема поступающих с ограниченными возможностями здоровья), Договор между МБУДО «ДМШ № 1» и родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ.
Авторы проекта предлагают три вида трансляции данного опыта. Это:
1. Формы трансляции, предполагающие трансляцию с помощью знаковых систем, хранящих и передающих информацию: размещение в сети Интернет, представление опыта на семинарах, конференциях, круглых столах, публикация в средствах массовой информации.
2. Формы трансляции, основанные на взаимодействии их авторов и заинтересованных педагогов, которые заключаются в визуальном представлении образцов деятельности: открытые занятия и мероприятия, обучающие семинары, мастер-классы, участие в выставках-презентациях.
3. Формы трансляции, заключающиеся в совместном участии субъектов взаимодействия: творческие группы или лаборатории, творческие мастерские.
Литература:
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки: сборник материалов Всероссийской научно--практической конференции, 1 ноября 2018 г./ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. ред. С. В. Соловьевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 356 с
2. Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие. [Электронный ресурс]: III республиканская практическая конференция (Сыктывкар, 16 мая 2018 года): сборник материалов / сост.: Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова; М-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |