МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Баранова Елена Геннадьевна, сурдопедагог,
заместитель директора по дошкольному образованию
Стрелкова Наталья Евгеньевна, сурдопедагог,
учитель – логопед первой квалификационной категории, старший воспитатель
МАОУ «Лицей – инженерный центр» (дошкольные группы)
Советского района г. Казани


Аннотация: в статье предлагается методическая разработка по слухо – речевой реабилитации дошкольников с нарушениями слуха. Использование предложенного верботонального метода: аудиовизуального курса, элементов фонетической ритмики, пиктограмм поможет детям в интересной увлекательной форме учиться воспринимать и понимать родную речь, вовлечет их в процесс речевого общения и как следствие, будет влиять на всестороннее развитие личности ребенка.

Ключевые слова: инклюзия, кохлеарная имплантация, слухоречевая реабилитация, верботональный метод, аудиовизуальный курс.

Ни для кого, ни секрет, что в настоящее время инклюзивное образование все активнее входит в нашу повседневную жизнь. Инклюзивное образование на современном этапе ставит перед педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования и внедрения новых образовательных практик и разработок.

В 2018 году в дошкольное отделение ПМПК были направлены дети после кохлеарной имплантации. В логопедическом заключении была запись: ОВЗ (ТНР) ОНР I уровня, вызванное нарушением слуха.

Встал вопрос адаптации, системы сопровождения, воспитания, образования и коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха, так как , снижение слуха в «доречевом периоде» приводит не только к нарушению речевого общения, но и к нарушению интеллекта и психики ребенка.

Эта сложная задача, требующая участия специалистов различного профиля: врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Одной из ведущих задач реабилитации детей с нарушениями слуха является слухоречевая реабилитация и социализация в общество слышащих [7].

В дошкольном учреждении используются традиционные подходы в обучении таких детей. Это - устный метод (общение без жестовой и дактильной речи), метод «глобального чтения» (использование табличек).

А также, для формирования коммуникативной компетентности был выбран верботональный метод, разработанный П. Губерина [14].

Методика верботонального метода соответствует этапам речевого развития у нормально слышащих детей [11]. Т.е. ребенок с нарушением слуха должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий ребенок (гуление, лепет и т.д.).

Использование верботонального метода: аудиовизуального курса, элементов фоноритмики, пиктограмм помогает ребенку в интересной увлекательной форме учиться воспринимать и понимать родную речь, вовлекает их в процесс речевого общения и как следствие влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

Целью данной разработки стала - слухоречевая реабилитация и социализация детей с нарушением слуха в общество слышащих.

К основным задачам методической разработки можно отнести: развитие коммуникативных умений воспитанников; обучение детей основным видам речевой деятельности, развитие слухового восприятия речи; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Верботональная система – это реабилитация человека с нарушением слуха, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка – это является основным в верботональной системе обучения.

Аудиовизуальный курс является составной частью верботонального метода и содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации. Название «аудиовизуальный» указывает на наличие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения. Слуховой и звуковой образ связывается со значением – картинкой. Картинка соотносится с ситуацией – реальностью. Картинка дает возможность понимания обыкновенных символов в языке, связывает выражения с реальной ситуацией, помогает звуковому запоминанию. Все картинки связаны между собой, чтобы воспринимались как целая законченная ситуация. Когда значение показано картинкой и соответствующим звуковым сигналом, осуществляется основная функция языка, т.е. выражение значений с помощью звука. В дальнейшем картинка убирается, звуковой сигнал уже принят с её помощью, значит, он будет понятен и без картинки. Формируется слово, предложение.

Аудиовизуальный курс (АВК)

Использование АВК начинается с раннего возраста, т.к. даже имея в активе всего несколько звуков можно научить рассказывать серию картинок (от 3 до 6), передавая голосом радость, удивление, испуг и т. п. Лексический материал, повторяясь многократно, постепенно пополняется новыми словами и речевыми структурами, знакомит детей с грамматическими категориями в доступной форме, позволяет использовать готовые речевые структуры для общения с окружающими.

Существуют определенные требования к изображению на картинке различных действий:

- у лица, который говорит, рот открыт;

- содержание его высказывания схематически передается в облачке;

- вопрос обозначается вопросительным знаком;

- отрицание обозначается перечеркиванием того, что отрицается;

- то, о чём идёт речь, но что не включено непосредственно в действие на картинке, изображается в облачке.

Методика проведения АВК включает в себя несколько этапов: первичное восприятие картинок; уточнение понимания ситуации; работа над содержанием; восприятие на слух; драматизация; перенос в другую ситуацию; грамматические упражнения.

Виды работ при этом самые разнообразные: перепутать картинки, попросить ребёнка найти ошибки; поиграть в «экзамен» - предложить ребёнку перевёрнутые картинки (он их вытаскивает как билеты, проговаривает фразу и располагает в нужной последовательности на доске); пропустить несколько картинок, а ребёнок должен их вставить; выставить картинки с началом (или концом) АВК, а ребёнок должен их дополнить; последовательно произносить несколько фраз, а ребёнок должен определить, на какой из фраз он остановился; отдать ребёнку картинку, фразу к которой он услышал; ребёнок слушает с перевёрнутыми картинками (без зрительной опоры), это самый сложный вид работы, который показывает, достаточно ли усвоен материал АВК.

Помимо АВК, на каждом занятии в работу включается и фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определённого речевого материала: фраз, слов, слогов, звуков. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха и речи, так и в развитии у них естественности движений.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Вся методическая разработка составлена с учётом потребностей ребенка с нарушениями слуха дошкольного возраста. Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.

В результате реализации данной программы дети получат возможность: нормативно произносить основные звуки русского языка; различать на слух звуки русского языка; воспроизводить интонацию простого повествовательного и вопросительного предложений; воспринимать на слух речь в исполнении педагога и сверстников; вести диалог на основе заученных моделей, подставляя в них необходимые слова; выполнять инструкции и поручения педагога и сверстников; отвечать на вопросы в пределах пройденных лексических тем; задавать элементарные вопросы и отвечать на них; высказываться в пределах программного языкового материала; участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении. Помимо всего этого, дети научатся пользоваться устной речью на основе подсознательного (а далее и осознанного) понимания законов русского языка. На начальном этапе обучения закладывается интерес к родному языку. Важно понимать, что достижения воспитанников очень подвижны и индивидуальны.

В настоящее время благодаря использованию данной методической разработки в образовательном процессе с кохлеарно-имплантированными детьми мы видим, что воспитанники воспринимают на слух обращенную к ним речь; вступают в диалог со взрослыми и сверстниками, воспроизводят интонацию простого повествовательного и вопросительного предложений; т.е. умеют задавать вопросы, отвечают простыми развернутыми предложениями. У детей расширился словарный запас, они вступают в речевое общение посещая занятия по хору, живописи, робототехнике; принимают участие в конкурсе чтецов.

Литература:

1. Багрова И.Г., Богданова Т.Г. «Сурдопедагогика»// М.: Изд-во «Владос», 2004.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр «Владос», 2001.

3. Загорянская М.Е. Ранняя диагностика нарушений слуха у детей всех возрастных групп единственная возможность их социальной реабилитации/ М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева, Л.И. Колесова Мат. II науч.-практ. конф. оторинолар. ЮФО. – Сочи. – 2006.

4. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации - СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.

5. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб.: КАРО, 2005.

6. Королева И.В. Нарушение слуха у детей в раннем возрасте: диагностика и реабилитация. Пособие для врачей. – СПб, 2004.

7. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб.: Лемма, 2005.

8. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: «Владос», 2001.

9. Речицкая Е.Г. «Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности»// М.: «Владос», 2005.

10. Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование. Учебное пособие. – М., ООО «Параддигма», 2003.

11. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода. – М.: ООО «Параддигма», 2011.

12. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М.: «Просвещение». 2003.

13. http://www.psworks.ru/goods-352-1.html

14. http://sluh63.ru/problemy-sotsialnoj-reabilitatsii/verbotonalnaya-metodika/verbotonalnyj-metod.html

15. http://www.suvag.hr/guberina/

16. http://verbotonal.utk.edu/Verbotonal/Welcome.html

17. http://www.defectology.ru


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика