Особенности и проблемы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Низамбеева Руфия Гилмухановна,
учитель-дефектолог первой квалификационной категории,
ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4»


Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. У всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов.

Все это приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях.

Своевременное выявление причин, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить перерастание неуспехов в хроническую неуспеваемость, помогут сохранить и укрепить здоровье, будут содействовать полноценному формированию личности. Очень часто причиной неуспеваемости может быть нарушение свойств внимания (концентрации, объема, переключения. Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должны быть умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.) При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.

В нашем 8в классе обучается 5 детей с проблемами умственного и физического развития. У детей разные формы ДЦП. Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация , повышен или понижен тонус мышц, движения. Эти дети нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

Ниже предлагаются задания, использование которых окажет позитивное воздействие на развитие внимания, мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности. Как показывает практика, использование подобных заданий разного уровня сложности вызывает интерес у учащихся любого возраста.

Упражнения для развития внимания

1. Расшифруй слова и запиши их без ошибок:

Акйенил, алокш, кинбечу, адогоп, ьдартет, теломас, анишам, рофотевс,наемереп.

2. Найди слова, которые «спрятались»:

Авроугольникатразностьтдоплюсченсуммаастразностьго

3. Раздели слова, которые «склеились»:

Шарпрямоугольникбиссектриссапрямоугольниккнигаручка

4. Зачеркни повторяющиеся слова:

Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходмореискрынебодетиморе

5. «Назови соседей числа»

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

6. Игра «Что убрали со стола и что добавили?»

На столе лежат школьные принадлежности в количестве 10 предметов. Задание: «Внимательно посмотрите и запомните предметы, лежащие на столе, их расположение (1-2 минуты). Закройте глаза». В это время учитель убирает (или добавляет предметы), либо меняет их расположение. Затем просит открыть слова и написать все изменения, которые они заметили (или написать, если игру проводят с классом). Игру усложняют, добавляя количество предметов для запоминания и увеличивая действия с ними.

7. «Математическая перекличка»

Ученики делятся на две команды. Учитель заранее записывает на доске числовые выражения, при этом они могут располагаться горизонтально, вертикально, наклонно или в перевернутом виде. Например, 8 х 3; 54:9; 42:6; 0 х 6; 72:8; 1 х 8; 6 х 6; 64 : 8; 9 х 4; 48:8; 6 х 3; 63:9; 7 х 4; 6 х 4; 27:3; 6 х 2; 5 х 9.

Первая команда называет одно выражение, а вторая - откликается выражением с таким же результатом. Затем перекличку начинает вторая команда. Желательно, чтобы одно выражение осталось без пары.

8. «Сбежавшие числа»

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички числами.

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

9. Игра в мяч.

Учитель называет пример и кидает мячик одному из учеников. Тот должен быстро сосчитать и кинуть мяч обратно, одновременно называя ответ. Затем игра повторяется с другим учеником.

10. Игра «Проверь себя»

Учитель заготавливает карточки, на которых записаны результаты умножения каких – либо чисел, например, 18. Он показывает карточку, а учащиеся записывают пример на умножение с таким ответом.

Литература:

Ахутина Т. В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения //Нейропсихология сегодня. – М., 1996. – 211 с.

Калиникова Л.В., Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу

Коррекционная педагогика и специальная психология» - М.: ГНОМ и Д, 2001. – 449 с. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978. – 232 с.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика