Шавалиева Лия Айратовна, учитель-дефектог,
Таланцева Екатерина Сергеевна,
Сарбаева Регина Павловна, воспитатели
МАДОУ «Детский сад №332 комбинированного вида» г.Казани
Аннотация. В данной статье представлен цикл занятий по развитию познавательной сферы у дошкольников с РАС, который в виде мультимедийных занятий с применением компьютерных технологий. Данный цикл направлен на развитие представлений дошкольников о явлениях окружающей действительности, на формирование элементарных математических представлений, развитие зрительного и слухового восприятия, а также на развитие навыков взаимодействия и коммуникации с окружающими.
Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, дети с ОВЗ, компьютерные технологии, дети дошкольного возраста.
В связи с возрастающим числом детей с ОВЗ в последнее время, необходимо более быстрое и целенаправленное коррекционное воздействие, которое будет комплексным и будет затрагивать различные сферы деятельности ребенка.
Наиболее актуальной и малоизученной на данном этапе времени является проблема обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, а в частности детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с тем, что в основе данного дефекта лежит нарушение эмоционально-волевой сферы, нарушение социальных контактов, умения взаимодействовать с окружающими, то базовым направлением в коррекционно-развивающей работе с данной группой детей является их успешная социализация в обществе. Однако, другие сферы деятельности ребенка также претерпевают изменения и в большинстве случаев остаются несформированными.
Способствовать развитию необходимых навыков у ребенка с аутизмом может способствовать целенаправленно выстроенная программа коррекционной работы.
На сегодняшний день не существует единой системы по работе с детьми данной категории и отсутствует определенная модель занятий с ними. Поэтому нашей первостепенной задачей стояло создание методического пособия по развитию познавательной сферы для детей с аутистическим спектром, которое включало бы в себя готовые сценарии занятий. Данный цикл был разработан нами в рамках реализации инновационного проекта в дошкольных образовательных организациях г. Казани по теме: «Развитие сенсорных и тактильных эталонов у детей с РАС в процессе реализации коррекционно-образовательных технологий».
Дети с РАС в большинстве своем являются «визуалами» и воспринимают окружающую действительность через зрительные образы [2]. В связи с этим, при создании цикла занятий для работы с данной категорией детей, мы решили сделать акцент именно на компьютерных технологиях, так как с их помощью можно охватить сразу несколько сенсорных эталонов (зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильные ощущения).
Цель наших занятий – развитие познавательной сферы у дошкольников с расстройством аутистического спектра с помощью средств ИКТ.
Задачи:
- формирование знаний о цвете, форме, размере предмета;
- развитие умения различать предметы между собой по величине, цвету, форме;
- развитие слухового восприятия;
- развитие зрительно-пространственной ориентации и координации движений руки и глаза;
- развитие сенсорных эталонов с помощью интерактивной доски;
- развитие речевых навыков и навыков построения предложных конструкций.
Данный цикл занятий рассчитан на детей от 4 до 7 лет. Он включает в себя 5 взаимосвязанных занятий. Каждое занятие рассчитано на 15 минут, но время занятия будет варьироваться, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Можно включать задания в занятия частично, а можно в полном объеме. Каждое задание состоит из нескольких уровней сложности, и педагог самостоятельно выбирает, какой из предложенных уровней подходит тому или иному ребенку. В процессе разработки заданий мы старались учитывать принцип от простого к сложному, и пытались подобрать задания таким образом, чтобы при переходе от одной игры к другой навыки, требуемые от ребенка, усложнялись.
Занятия из данного цикла могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой (от 2-4 человек до 8-10).
Особенность занятий состоит в том, что все задания сопровождаются звуковой инструкцией и визуальным подкреплением в виде карточки PECS, которая уже знакома ребенку и служит для него подсказкой.
Первые 3 занятия, которые направлены на обучение ребенка, на формирование у него элементарных математических представлений, представлены в 2-х программах (PowerPoint и Smart). Оставшиеся 2 занятия, которые по своему содержанию являются закрепляющими, обобщающими по всем трем темам, представлены только в программе Smart. Данный фактор является несомненным плюсом именно в работе с категорией детей с ОВЗ, так как работа на интерактивной доске с использованием данной программы позволяет развивать не только тактильные и сенсорные ощущения, но и навыки зрительно-пространственной ориентировки, скоординированности движений глаза и руки, что в дальнейшем будет способствовать развитию письменных навыков, развитию умения следить за рукой во время чтения.
Продолжительность каждого занятия 10-15 минут. Каждое из представленных занятий отличается по тематике, и является взаимосвязанным с остальными.
1 занятие – Путешествие в страну радуги.
Цель: формирование знаний о цвете.
1 задание – «Повтори за мной» (Ребенку необходимо послушать и вслед за педагогом повторить названия цветов).
2 задание – «Найди и лопни» (Ребенку необходимо найти шары определенного цвета и нажать на них).
3 задание – «Разложи как было» (Ребенку предъявляются шары, находящиеся в определенной последовательности. Задача ребенка – запомнить их расположение и расставить их в нужном порядке).
2 занятие – Формы.
Цель: формирование знаний о форме.
1 задание – «Повтори за мной» (Ребенку необходимо послушать и вслед за педагогом повторить названия геометрических форм).
2 задание – «Что пропало?» (Ребенку предлагается посмотреть на экран и рассмотреть предложенные фигуры. Одна из фигур исчезает, и задача ребенка - определить ту фигуру, которая пропала).
3 задание – «Найди и сложи в корзину» (Ребенку предлагается из множества геометрических фигур найти определенные (например, все треугольники) и сложить их в корзину).
3 занятие – Величина.
Цель: формирование знаний о величине предмета (большой, средний, маленький).
1 задание – «Повтори за мной» (Ребенку необходимо послушать и вслед за педагогом повторить величины предметов).
2 задание – «Найди самый большой и самый маленький» (Из предложенных предметов разного размера ребенку предлагается найти самый большой/маленький. Задача ребенка – выбрать нужный предмет и нажать на него).
3 задание – «Найди одинаковые» (Ребенку предлагаются яблоки разного размера. Задача – найти одинаковые и нажать на них).
4 задание – «Подбери ключики» (Ребенку предлагается найти подходящие ключи к каждому из замков).
5 задание – «Разложи по корзинкам» (Ребенку предлагается распределить предметы по 2-м корзинам: большие предметы в большую корзину, маленькие – в маленькую).
4 занятие – Путешествие в страну геометрических фигур.
Цель: развитие умения различать предметы по цвету, форме и величине.
1 задание – «Разложи по порядку» (Ребенку предлагается расставить геометрические фигуры в порядке возрастания: от меньшего к большему).
2 задание – «Сложи пирамидку» (Ребенку предлагается сложить пирамидку в порядке убывания (начиная от большего к меньшему).
3 задание – «Найди одинаковые» (Ребенку предлагается из данных фигур найти и сложить в корзинку 2 одинаковые по всем признакам фигуры: по цвету, форме и размеру).
4 задание – «Найди лишнее» (Ребенку предлагается 4 геометрические фигуры, отличающиеся друг от друга либо по одному признаку: цвет, форма, размер, либо одновременно по нескольким. Задача ребенка – найти тот предмет, который отличается от других 3-х).
5 занятие – Страна волшебных предметов.
Цель: закрепление умения различать предметы по цвету, форме и величине.
1 задание – «Найди похожие» (Ребенку предлагаются геометрические фигуры и предметы, которые по внешнему виду напоминают одну из представленных форм. Задача ребенка – найти и соединить предметы с необходимой фигурой).
2 задание – «Разложи по корзинкам» (Ребенку предлагаются предметы разного размера, цвета. Задача ребенка – разложить эти предметы по 2-м корзинкам: в маленькую – сложить все предметы маленького размера, в большую – большие предметы).
3 задание – «Расставь по полочкам» (На экране в хаотичном порядке расположены предметы, по внешнему виду напоминающие определенную геометрическую форму, а также представлены 3 полки. Ребенку предлагается разложить эти предметы на 3 полки: на верхнюю сложить все предметы круглой формы, на среднюю полку – все предметы квадратной формы, на нижнюю – все треугольные предметы).
Новизна проекта состоит в том, что использование ИКТ в рамках коррекционных занятий с детьми с РАС.
(Задействованы несколько анализаторов: зрительный, слуховой и тактильный – реализуется комплексный подход). Разработка заданий на основе двух программ: SMART и PowerPoint.
Каждое задание сопровождается голосовой инструкцией с визуальным подкреплением.
Методическое пособие по развитию познавательных навыков успешно применялось в течение 1 учебного года в группе компенсирующей направленности для детей с РАС. За этот год достигнуты успехи в развитии многих сфер деятельности каждого ребенка. Оценивался результат детей по сформированности определенных групп навыков: слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, речевые навыки, цветовое различение, различение предметов по форме, различение предметов по размеру, навыки коммуникации. Группу исследуемых составили дети с расстройством аутистического спектра в количестве 10 человек. На сентябрь 2018 года (до начала внедрения цикла занятий) мы имели следующие результаты: слуховое восприятие и речевые навыки были сформированы лишь у 40% испытуемых; зрительно-моторная координация, навыки коммуникации и умение различать предметы по форме были сформированы лишь у 30% детей; различать предметы по размеру могли лишь 20%; наибольший процент набрал показатель «цветовое различение», его количество составило 50%. По сравнению с данными, полученными в ходе обследования на сентябрь 2018 года, в мае 2019 года результаты возросли, и мы получили следующие показатели: слуховое восприятие, речевые навыки, цветовое различение и различение предметов по форме были сформированы у 80% детей, зрительно-моторная координация оказалась сформированной у 90% испытуемых; показатель «различение предметов по форме» увеличился до 70%.
Таким образом, основываясь на данных, полученных в результате мониторинга, мы можем сказать, что за один учебный год мы смогли добиться хорошей динамики, поставленные нами цели и задачи были достигнуты.
Данный цикл занятий может применяться учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, педагогами дошкольного образования как в работе с детьми с ОВЗ, так и с детьми с нормотипичным развитием (в рамках инклюзивного обучения). Все занятия просты в понимании, не возникает трудностей при их проведении, так как они составлены в нескольких видах программ. Удобство нашей программы состоит в том, что занятия можно проводить сразу, без предварительной подготовки, и они не требуют доработки.
Литература
1. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом / Т. Делани. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. – 272 с.
2. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 321 с.
3. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком / О.С. Рудик. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2014. – 210 с.
4. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416 с.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |