ПРИМЕНЕНИЕ СМЕШАННОЙ И НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ИЗО-СТУДИИ «РАДУГА» В МЛАДШЕЙ ПОДГРУППЕ

Авдонина Гузель Мансуровна,
учитель ИЗО
Лицей № 78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани


Аннотация. Применение смешанной и нетрадиционной техник художественной изодеятельности на занятиях в инлюзивной младшей подгруппе изо-студии «Радуга» позволяет детям с особыми образовательными потребностями быстрее осваивать художественные навыки, помогает раскрывать творческий потенциал детей, тем самым способствуя их социализации и самореализации.

Ключевые слова: инклюзивная изостудия, нетрадиционная техника, смешанная техника.

Инклюзивное образование недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение.В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем ученикам, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Основные цели и задачи инклюзивного образования – включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению. Инклюзия в сфере дополнительного образования детей строится и развивается буквально на педагогической интуиции. На педагогов возлагается создание благоприиятных условий для социального взаимодействия детей с особенностями развития со своими здоровыми сверстниками, повышая тем самым коммуникативные навыки детей с инвалидностью. В малых группах дополнительного образования происходит социальное принятие детей с особенностями развития, им предоставляются возможность развивать свои способности и таланты, занимаясь совместно со здоровыми детьми.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей персонифицирован и имеет вариативную основу: организуется с учетом интересов каждого ребенка, не ограничивается образовательными стандартами. Педагогам легко потеряться в этом обширном поле разнообразия предлагаемых концепций, методик и практик. Реализуя в отдельно взятом кружке, группе, студии инклюзивный подход, педагогу необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

Не бывает подробных инструкций, как надо построить работу в конкретном инклюзивном творческом объединении в сфере дополнительного образования. Есть общие методические рекомендации, учителя и педагоги делятся своим интересным опытом, тем не менее, мало практических советов, разработок конкретных тем с учетом возрастных особенностей детей с той или иной возможностью здоровья, не ущемляя при этом здоровых детей.

В работе представлен метод в организации работы инклюзивной изостудии для младшего школьного возраста. Это активное применение смешанной и нетрадиционной техник изо-деятельности на начальном этапе художественного образования.

Цель разработки – обеспечение социализации и самореализации детей с повышенными образовательными потребностями в инклюзивных объединениях художественной направленности дополнительного образования.

Применяя этот метод в работе студии в младшей подгруппе, отмечается, что у детей с разными возможностями легче развивается образное мышление, они быстрее приобретают художественные навыки, опыт творческой деятельности, им проще осваивать такие понятия в художественном образовании как цвет, тон, оттенок, мазок, пятно, планы, композиция, образ и так далее.

Этот метод направлен в первую очередь на детей младших классов. Непривычное для них сочетание видов изо-деятельности побуждает развитие воображения. А необычное сочетание материалов, графических образов и привычных предметов заставляет их проявлять вместо беспорядочного фантазирования творческие способности. Сочетание в одном рисунке различных видов и техник изо-деятельности, у детей эффективнее развивается креативность, растет умение решать творческие задачи. Такие техники рисования одинаково доступны как особенным детям, так и здоровым. Стимулируя таким методом скорейшее выявление и развитие творческих художественных способностей, накопление эстетического опыта у детей с различными образовательными потребностями, у младших школьников формируются не только желание в самореализации и самоутверждении, но и заинтересованность в конечном результате. Как следствие – дети видят продукт своих творческих усилий, удовлетворены и довольны им, а значит, самооценка детей повышается, обеспечен положительный эмоциональный настрой, на фоне которого легче осуществлять более сложные образовательные и воспитательные задачи.

Сочетание необычных техник применяются на занятиях, обеспечивая тем самым активное участие в творческом процессе детей с особенными потребностями.

Таким детям сложнее освоить художественные навыки, поэтому замена более сложных техник рисования на более доступные (а тем более сочетание смешанных техник с нетрадиционными) благоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии, что позволяет им самоутверждаться и в своих глазах, и в глазах «здоровых» сверстников.

Порой, чтобы достичь наибольшей выразительности, приходится совмещать в одном рисунке сразу несколько техник. Иначе говоря, работая в смешанной технике, нам удается, помня о различных способностях детей в студии, достичь высокого результата в изображении задуманного.

Можно привести пример одного занятия. Младшая подгруппа студийцев (учащиеся 1-2 классов). Тема «Осенний пейзаж». Безусловно, в начале занятия обсуждается природа и за окном, и на картинах известных художников (для этого используются возможности ИКТ и интернет-ресурсов, книги, альбомы с репродукциями картин). Затем переходим к задачам: предлагается самим нарисовать осенний пейзаж. Показывается несколько образцов в разной вариативности осеннего пейзажа. Дети делятся впечатлениями, внимательно рассматривают композиционное решение рисунков. Определяем вместе порядок работы. Готовятся художественные принадлежности. Дети помогают друг другу в подготовке.

Работа чаще всего начинается с фона. Определяется линия горизонта. Не всем детям в студии дается легко нарисовать кистью небо. В данной картине эту проблему нам помогает решить монотипия (от греческогоmonos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. Монотипию могут освоить дети любого возраста. Это увлекательный процесс, похожий на исследование: дети готовят разные сочетания красок, по-разному распределяют краску на листе, накладываем лист, как бы пропечатывая, и вот фон уже готов – как следствие, небо у всех получается уникальным! Детям нравится сравнивать получившийся свой отпечаток с другими.

В будущем пейзаже рисуем пестрый ковер из опавших листьев. Здесь, детям с НОДА, как раз лучше удается работать в технике примакивания. Ковер из опавших листьев и пожухлой травы получается пестрый, неповторимый у каждого (предварительно обговариваем с детьми выбор красок).

Пока заканчивается работа с «особыми» детьми , «здоровые» дети нарезают из старых журналов стволы деревьев для всех. Режут страницы в таком направлении, чтобы журнальные строчки имитировали кору деревьев. Это могут быть и белоствольные березки, и зеленоватые стволы осинок, и бурые - тополей, и темные - дубов.

Приступаем к приклеиванию стволов. Здесь дети задумываются о композиционном размещении своей «лесопосадки»: кто-то хочет устроить у себя на листе настоящий забор из стволов, а кто-то робко берет две полоски. Обсуждается с детьми и толщину выбранных полосок-стволов, и выбор цвета, и, конечно, наиболее интересное их расположение на листе. Стволы деревьев почти одинаковые по всей длине. Поэтому приклеивают так, будто вершины деревьев уходят за край рисунка. Не беда, если у кого-то получится неуклюже приклеить – лишнюю бумагу всегда можно отрезать.

Остается написать нижние веточки с не успевшими упасть листьями. На помощь идут фломастеры и маркеры. Теперь – последний этап написания картины – листья. Тут предлагаются несколько вариантов: либо ватными палочками, либо примакиванием (а можно еще и штампиками из пластилина) нанести последние уцелевшие листья. Прошу распределять пятна неравномерно, живописно, меняя угол и нажим, не забывая «уронить» листья под дерево и оставить «падающими» в воздухе.

Осенний пейзаж готов! Работы получаются яркими, самобытными. Вывешиваем наши творения на доску, закрепляя магнитиками. Дети обсуждают результаты своего творчества и сотоварищей. Подмечаем интересные композиционные и цветовые решения, делимся своими положительными эмоциональными впечатлениями.

На одном только этом занятии можно научиться фантазировать, импровизировать, общаться, анализировать, узнавать новое, планировать, сравнивать, обобщать, переживать, помогать, дружить…Дети после такого насыщенного занятия уходят довольными, удовлетворенными своим трудом и новыми достижениями. А значит, дети с интересом придут на следующее занятие, продолжится увлекательное познание мира.

Изостудия работает второй год, но результаты говорят сами за себя: дети побеждают и занимают призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня. Дети, занимающиеся в изостудии «Радуга», являются победителями и призерами различных конкурсов творческих работ.

В изостудии царит творческая доброжелательная атмосфера, дети искренне радуются успехам товарищей, стимулируют друг друга на достижение новых уровней и задач в художественном творчестве, с нетерпением ждут новых занятий.

В последнее время наблюдается рост рождаемости детей с ОВЗ. Также наблюдается развитие инклюзивного образования в целом. В школе 149 детей с ОВЗ. Из них 54 человека - категория младшие школьники. Работа с младшими школьниками с ОВЗ и их здоровыми сверстниками в этом направлении дает положительные результаты - развитие мелкой моторики, воображения, совместной социализации разной категории детей. Этот метод доступен всем детям, занимающихся в художественных объединениях дополнительного образования. Конечно, от педагога, желающего разнообразить занятия в инклюзивной художественной группе, потребуются новые усилия в поиске тем, разработок содержания занятий, продумывания сочетаний видов изо-деятельности…

Но эти труды оправдываются, когда видишь радость в глазах детей от самого творчества, от достигнутых результатов. От нас, педагогов, учителей, родителей, зависит возможность ребенка полноценно, эмоционально и полезно проживать каждый день, чувствовать себя востребованным, с уверенностью смотреть в будущее.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) Глава 10. дополнительное образование, ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых.

2.Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/

3.Бордовский Г. А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008 г. стр.: 15, 31.

4.Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.

5.Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями

6.Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 – 17, 36, 37

7.Инклюзивное образование https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/01/07/

8.Инклюзивное образование в России. Юнисеф, Москва 2011 г.

9.Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей. Петерс Сьюзен Дж. Стр.: 16, 25

10.Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-organizacija-inklyuzivnogo-obrazovanija-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovanija

11.Педагогическое обозрение, март, 2013 №3 (133), стр.: 2 – 21.

12.Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями http://www.myshared.ru/slide/212955/#


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика