Чумакова Ирина Николаевна,
педагог – психолог
МБОУ Средняя общеобразовательная
русско – татарская школа № 111»
Советского района г. Казани
Ключевые слова: деятельность педагога, интеллектуальное нарушение у детей.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с целью раннего выявления недостатков развития и оказания коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения [1]. Умственно- отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно - отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
воспитать такие личностные качества, как честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Среди многообразия современных образовательных технологий я выбрала те, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала учащимися с умственной отсталостью.
Деятельность педагога, работающего с детьми с интеллектуальными нарушениями, включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности (качества), а к объективным – знания и умения, которыми он обладает. Кроме того, Профессиональный стандарт педагога наполнен новыми компетенциями: работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Ему необходимо обладать профессиональными качествами педагога, к ним относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать путь ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, повышение качества своего труда и т.д. Особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно- воспитательном процессе. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, нравственность, оптимизм и многие другие [2]. Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значение все же оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации. Как один из основных элементов профессионализма педагога, работающего с детьми с ОВЗ, следует рассматривать моральные качества специалиста, характеризующиеся способностью откликаться на чужую боль, сострадать, прощать, бескорыстно помогать. Все эти качества можно объединить под одним общим названием – милосердие. Милосердие – это важнейшая ценность и важнейшее качество педагога, работающего с детьми с ОВЗ и их семьями. Профессиональная компетентность специалиста, работающего с семьями детей с ОВЗ, проявляется в его умениях, поведении и поступках в различных педагогических ситуациях, требующих проявления определенных социально- психологических качеств личности. Это качества, способствующие нравственному межличностному взаимодействию с родителями, среди них: рефлексивность, толерантность, гибкость, эмпатичность, эмоциональная привлекательность, общительность, адаптивность, стрессоустойчивость. Терпимое и не допускающее оценочных характеристик поведение специалиста с родителями способствует эффективности контакта с членами семьи и удержанию четкой профессиональной позиции в работе. Следовательно, общительность педагога как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их, как умение слушать и убеждать родителей, создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания, а также как возможность самореализации специалиста в общении является важным средством достижения педагогических целей. Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству, которая предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия. Система эмоционально-чувственных, волевых реакций поведения человека – его эмоциональная привлекательность – придает неповторимость и индивидуальность каждому специалисту. Адаптивность педагога выражается в высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции специалиста, в адекватной самооценке и реальном восприятии действительности, реальной оценке своей роли в процессе взаимодействия с родителями и своих профессиональных возможностей.
Обучение, воспитание и социальная адаптация детей с ОВЗ предполагают обязательное включение семьи. Успешность данного процесса в немалой степени зависит от того, какими личными качествами обладает специалист и как он сможет выстроить отношения с различными категориями родителей и организовать процесс совместной деятельности.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
Психоло- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
В школе, где я работаю, обучаются 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проходит по адаптированным образовательным программам. Наблюдается тенденция роста детей с ОВЗ в начальной школе. В основной массе дети приходят в школу, не получая ранее специальную помощь в образовании, что увеличивает отставание в развитии таких детей по сравнению со сверстниками
Целью работы педагога – психолога является разработка комплексной системы психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса детей с интеллектуальными нарушениями.
В своей работе я использую сюжетные картинки, шнуровку азбуку, доску «Бизиборд», тактильную панель для развития слуховых способностей, доску «Гонщик» для развития логики, мышления и пространственной ориентировки, также применяю прописи для развития мелкой моторики.
На сегодняшний день наблюдается положительная динамика в работе с ребенком, у которого имеется интеллектуальное нарушение. Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии; эффективной межличностной коммуникацией; жизненным и профессиональным самоопределением.
Литература:
1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005
2. Богуславский С.Р. Десять советов молодому учителю//Завуч для администрации школ.2001. № 4
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |