Вопросы планирования и осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом являются довольно сложными в системе методической работы в ДОУ.
В настоящее время существует много публикаций, посвященных данным направлениям работы. В них затрагиваются вопросы планирования и контроля, даются рекомендации к его осуществлению. Но на практике мы сталкиваемся с необходимостью их творческого переосмысления. И это, по моему мнению, правильно. Только пропустив через себя данный материал, поняв алгоритм его работы, старший воспитатель сможет внятно и понятно растолковать систему планирования с учетом ФГТ своим педагогам, провести контроль, наметить пути коррекции работы и добиться хороших результатов.
Предлагаемые материалы являются опытом работы молодого педагогического коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани. На разработку данных материалов нас подтолкнула нехватка профессиональных кадров в новостройке (детский сад открыт по программе «Бэлэкэч», большая часть воспитателей имеет высшее педагогическое образование, но являются учителями русского языка и литературы, информатики, английского языка, учителями начальных классов и т.д.). Перед старшим воспитателем встала задача обучить педагогов планированию воспитательно-образовательной работы, проведению мониторинга и алгоритму разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы на каждого ребенка.
Выбирая форму планирования, нам необходимо было решить следующие задачи:
- отразить в планировании требования ФГТ;
- отразить задачи, которые ставит программа, по которой работает детский сад;
- охватить в плане все виды детской деятельности, влияющие на все направления развития ребенка;
- осветить в плане все формы образовательного процесса (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и индивидуальная работа);
- как можно больше разнообразить формы работы с детьми;
Мы предложили педагогам использовать табличные формы планирования занятий на месяц в соответствии с блочно-тематическим планированием.
Из приведенного ниже примера блочно-тематического планирования можно выделить проекты или тематические блоки на месяц. Каждый проект разделен на меньшие подпроекты (на неделю). Каждый подпроект тематически связан с основным (месячным проектом).
БЛОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЛАДШАЯ ГРУППА 3 – 4 ГОДА
Блоки | Тема 1-ая неделя | Тема 2-ая неделя | Тема 3-ья неделя | Тема 4-ая неделя |
сентябрь «Здравствуй, д/с» | Дружная семейка (адаптационный период) | Дружная семейка (адаптационный период) | «Знакомство с группой» | «Наши игрушки» |
октябрь «Золотая осень» | «Дерево и куст. Осенний наряд» | «Бабушкин огород» | «Домашние животные бабушки Матрены» | «Осенние прогулки» |
ноябрь «Мир вокруг нас» | «Кукла с мишкой...» (игрушки) | «В гостях у Федоры» (посуда) | «Машина комната» (мебель) | «Я рубашку сшила Мишке» (одежда) |
Используя блочно-тематический план, разработанный на весь детский сад, педагоги заполняют приведенную ниже таблицу, распределяя темы непосредственной образовательной деятельности. Данная форма удобна для старшего воспитателя тем, что он наглядно может отследить взаимосвязь между непосредственной образовательной деятельностью (занятиями) и тематикой проекта и подпроектов.
К данной раскладке непосредственной образовательной деятельности (НОД) педагоги составляют перспективное планирование по разделам программы или образовательным областям (кому как удобнее), в котором указывается название НОД, программные задачи, которые должны решаться в процессе деятельности, наглядный материал, используемый в процессе НОД и источник, если имеется готовое занятие в методическом пособии.
№ | Название НОД | Программные задачи | Наглядный материал | источник |
| | | | |
Кроме этого в группах имеется следующая раскладка, в которую педагоги выписывают из программы задачи, которые они должны реализовать в процессе разных видов деятельности. Здесь прописываются конкретные названия занятий, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, тематик бесед, наблюдений и т.д., т.е. конкретной работы с детьми и родителями по реализации проекта.
Имея такие раскладки на каждый проект, педагогу довольно легко составлять план на каждый день.
«Плюсы» такой формы планирования:
1. Продуманность планирования сразу на месяц;
2. Малая вероятность чего-нибудь упустить;
3. Малое количество времени, которое тратит воспитатель на планирование (1-3 дня), особенно при наличии перспективных планов по принципу блочно-тематического подхода;
4. Подменный воспитатель легко включается в образовательный процесс данной группы;
5. Легко проконтролировать реализацию программы, отследить детей, развивающихся ниже возрастной нормы.
По итогам мониторинга педагоги групп составляют план индивидуальной работы с ребенком, имеющим развитие ниже нормы. План может выглядеть следующим образом:
В план индивидуальной работы выписываются те разделы, по которым у ребенка уровень ниже нормы по итогам проведенной диагностики. Определяются задачи, над которыми необходимо поработать, устанавливаются сроки проведения индивидуальной работы, выбираются формы индивидуальной работы. По итогам проделанной работы описывается полученный результат, т.е. то, что усвоил ребенок. Если в намеченные сроки не удалось ребенка научить чему-то, то прописываются новые сроки, меняются формы работы.
Мы будем рады, если наши материалы помогут другим. Каждый педагог может изменить, дополнить, усовершенствовать их по своему усмотрению. Главное, чтобы они помогли грамотно организовать работу, позволили уделять больше времени творчеству.