С 1 сентября 2011 все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Часто задаваемый вопрос: что такое ФГОС и зачем поменяли стандарт? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), требования к структуре ООП и требования к условиям реализации ООП. Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени.
Пожалуй, первый плюс нового ФГОС-это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Что касается минусов, то, на мой взгляд, очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде. Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.
Каковы же первые результаты введения ФГОС НОО в городе Казани?
В 2011/2012 учебном году в системе казанского образования обучаются по Стандартам начального общего образования 12544 школьника, из них: 10858 первоклассников - это 417 классов и 417 учителей, работающих в первых классах и 1686 второклассников – это 61 класс и 61 учитель во вторых классах. Учителей-предметников, реализующих образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения в 1,2 классах – 444.
Во всех школах города, имеющих первые классы, разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего образования. Реализуются различные модели внеурочной деятельности, самая популярная из них – оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Среднее количество часов внеурочной деятельности, отведенное на одного ученика, составляет 5 часов. Обобщен опыт работы педагогических работников 26 пилотных школ, участвующих во введении ФГОС начального общего образования с 2010 года. Модернизирована учебная база начальной ступени общего образования с целью создания новых технологических условий введения стандарта нового поколения, в том числе путем пополнения фондов школьных библиотек бюджетными учебниками по первым классам в соответствии с ФГОС. На сегодняшний день многие школы города имеют современную библиотеку. Например, с читальным залом на 25 рабочих мест – 60% школ, возможностью работы на стационарном компьютере с выходом в Интернет– 59% школ, медиатеку – 48% школ.
В школы-центры компетенций поставлено современное оборудование для начальной школы: 27 мобильных классов на 810 рабочих мест, чтобы каждый ученик имел личное образовательное пространство в классе и 210 комплектов интерактивного оборудования. Организовано двухразовое горячее питание учащихся.
Достигнута 100%-ная готовность кадрового ресурса первых и четвертых классов школ к введению ФГОС НОО.
Следовательно, в городе проводится целенаправленная работа по введению Стандартов нового поколения. Так что же сделано на сегодняшний день по основным направлениям для получения вышеназванных результатов и дальнейшей работы:
1.Создана рабочая группа по координации введения и реализации ФГОС. В него вошли: учителя и руководители школ, методисты и представители родительской общественности. Рабочей группой обсуждаются вопросы, которые требуют совместного решения, выявляются проблемы, связанные с реализацией ФГОС.
2. Создан Муниципальный ресурсный центр на базе Городского методического центра по организации введения и реализации ФГОС. В качестве ресурсного центра методической службой города ведется достаточно большая работа. Перечислим некоторые из них:
-разработка методических рекомендаций по составлению основной образовательной программы учреждения и организации внеурочной деятельности, составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении;
-подготовка сборника материалов из опыта работы школ г.Казани по реализации ФГОС НОО;
- организация городских семинаров (обучающие, практические);
-информационное сопровождение введения и реализации ФГОС (через ГМО учителей, сайт ГМЦ, Казанский образовательный портал);
-проведение мониторинговых исследований уровня готовности УО к введению ФГОС (по критериям, обозначенным на федеральном уровне) и пр.
Электронные варианты материалов размещаются на сайте ГМЦ и на Казанском образовательном портале. По необходимости любой пользователь их может скачать и использовать в своей деятельности. Кроме того, на нашем портале второй год функционируют виртуальные методические объединения, где учителя обсуждают проблемы, обмениваются опытом, в частности и по ФГОС нового поколения.
3. Созданы кадровые условия. Наряду с созданием иных условий немаловажное значение для успешного введения новых стандартов имеет готовность кадровых ресурсов, укомплектованность кадрами и создание условий для их непрерывного профессионального развития. Главный вопрос – кто будет стандарт реализовывать? Это - учителя. Большинству из них предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Качество подготовки учителя должно оказывать положительное влияние на качество подготовки ученика.
Понимая это, Управлением образования и Городским методическим центром разработана система подготовки кадров, план организации повышения квалификации педагогических и руководящих работников. На сегодняшний день подготовлены тьюторы совместно с АПК и ППРО РФ, все учителя 1-х и 4-х классов прошли обучение, организованы и проведены модульные семинары для руководителей и школьных команд по вопросам эффективного введения ФГОС, осуществляется их дистанционная методическая поддержка. Поскольку в настоящее время семь казанских школ являются базовой площадкой по распространению своего инновационного опыта в рамках реализации ФЦПРО, на базе этих школ и ГМЦ сегодня осуществляется стажировка и курсовая подготовка учителей и тьюторов, проводятся регулярное их консультирование и методическое сопровождение. Городским методическим центром в течение года проводятся постоянно действующие, авторские семинары с участием разработчиков стандартов и авторов учебников.
Во всех пилотных школах (их в городе 26) ведется систематическая деятельность, связанная с организацией открытых мероприятий (серии уроков, мастер-классов, семинаров, работа творческих педагогических объединений) для учителей и руководителей образовательных учреждений не только города, но и республики. Год назад мы делились опытом работы со своими коллегами по данной проблеме: провели семинар для руководителей органов управления образованием и муниципальных методических служб нашей республики.
4. Создана система методической поддержки и информационного обеспечения
В учреждениях, приступивших к реализации ФГОС НОО, функционируют школы для родителей, где рассматриваются основные вопросы по организации помощи детям со стороны родителей, в мотивации обучения, организации режима дня; рассматриваются вопросы психологического и физиологического развития младших школьников. Между школ, приступивших к реализации ФГОС НОО, Муниципалитетом и родителями учащихся заключен трехсторонний договор о предоставлении общего образования, в котором прописаны обязанности и права Школы, Муниципалитета и Родителей.
Вопросы введения и реализации ФГОС освещаются на сайте Управления образования и Городского методического центра. Информационно-методическое сопровождение осуществляется через Казанский образовательный портал, функционирующий с сентября 2010 года. На портале размещена:
-информация о мероприятиях, проводимых в городе и республике по введению ФГОС нового поколения;
-нормативно- правовая база по вопросу введения ФГОС;
-методические рекомендации, организационно-методические ресурсы для педагогов;
-транслируется опыт работы лучших педагогов и образовательных учреждений города.
Таким образом, на портале формируется библиотека методических материалов и цифровых образовательных ресурсов, созданных нашими учителями. На его страницах освещаются наиболее значимые городские мероприятия в области образования. Портал объединяет в себе функции информационно – методического электронного журнала и социальной сети.
Еще одной особенностью портала являются виртуальные методические объединения учителей. Эти объединения осуществляют свою деятельность в дистанционной форме, организовывая форумы, интернет-опросы, дистанционные открытые уроки и т.д. Преимущества ВМО заключаются в следующем: тиражирование опыта работы на более широкий круг коллег – педагогов; удобный режим и ритм работы (каждый член выбирает для себя); включает неограниченное количество членов; экономия времени на поездках для очного участия в заседаниях. Пользователями портала являются учителя, родители, методисты и специалисты, администраторы школ. Общая численность пользователей на сегодняшний день около 25000 человек.
Уверены, что Казанский образовательный портал создаст достойный имидж системы образования города.
5. Создание материально-технических условий. Главной особенностью ФГОС являются требования к условиям реализации образовательной программы школы. Речь идет о комплексном оснащении учебного процесса и оборудовании учебных помещений. Из условий чрезвычайно острое значение имеет материально-техническое обеспечение школ.
С целью создания адекватной образовательной среды нами была проанализирована материально-техническая база наших школ. Существующий фонд материально-технической базы школ, сформированный в разные периоды, во многом не отвечает современным нормативам и требованиям. С целью обеспечения условий для перехода на новые образовательные стандарты правительством республики принимается все возможные меры для консолидации средств на развитие системы образования, в частности на приобретение учебного оборудования и компьютерной техники и других средств ИКТ. Благодаря республиканским проектам «Компьютер-учителю» и «Компьютер-школе» получены более 8000 персональных ноутбуков и более 3000 компьютеров, оснащенных необходимым программным обеспечением. Обновлен компьютерный парк школ города и подключены к широкополосному доступу сети Интернет, приобретено интерактивное мультимедийное оборудование. Внедряется в учебный процесс электронный журнал и дневник, апробируются электронные учебники.
Наряду с вышеизложенным перед всеми нами поставлена конкретная задача создания таких условий обучения в школе, когда ребенку «комфортно и психологически, и физически». Следует отметить, что в новом стандарте действовавшие до настоящего времени санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) претерпели существенные изменения. Основное отличие новых санитарных норм в том, что сформулированы общие подходы к требованиям к образовательной среде, обеспечивающей безопасность для здоровья детей. Это означает, что мы все должны создавать эти условия для безопасного образовательного процесса. Благодаря президентской программе «Бэлэкэч» в 2012 году в городе введено в строй 19 детских садов на 5500 мест. В этом году стартует еще одна президентская программа, рассчитанная на три года - «Капитальный ремонт школ». Это работы по замене кровельного покрытия, оконных блоков, ремонту входных групп и инженерных сетей школ старше 30 лет постройки. По этой программе будут отремонтированы 134 школы нашего города, из них 44 планируется в этом году.
Эти примеры говорят о том, что достижение качества знаний напрямую зависит от базовых ресурсов – от обеспечения безопасности до обеспечения учебно-лабораторными комплексами, учебной литературой и квалификации педагогических кадров.
Действительно, делается немало. Но, несмотря на проведенную достаточно большую работу, следует отметить, что и проблем немало.
Итак, первое - приведение нормативной базы школ в соответствие с требованиями ФГОС. Речь идет о внесении изменений в Уставы, локальные акты школ, должностные инструкции педагогов. Проведенный нами мониторинг показывает, практически во всех школах эта работа ведется. Школами города разработаны основные образовательные программы начального общего образования. Но, есть опасность, что мы в управленческом рвении благополучно забудем о предназначении этой программы. Хочу напомнить, что при разработке образовательной программы, особенно на этапе введения стандарта школе необходимо строго следовать требованиям стандарта к структуре образовательной программы и содержанию каждого элемента программы. Образовательная программа это нормативный документ, не предполагающий проявления творчества и уж никак не площадка для конкурсов. Ее структура задана стандартом.
Как показывают данные, полученные из школ, идет процесс приведения должностных обязанностей педагогов в соответствие с новыми квалификационными характеристиками. Эта работа, казалось бы, не вызывает никаких вопросов. Тем не менее, результаты показывают, что процесс, как и ранее, проходит формально: внесли изменения в должностные инструкции, педагог расписался, и все дружно забыли про них. Формирование новых должностных обязанностей должно быть основанием для изменения позиции педагога, вычленения им собственных профессиональных проблем, а для администрации - основанием для связи этого показателя с организацией методической работы в школе. Необходимо провести анализ всех локальных актов школы на предмет их актуальности для введения ФГОС.
Следующий важный момент – это внеурочная деятельность. Школам необходимо выбрать оптимальную модель организации внеурочной деятельности обучающихся. Сегодня есть сложившийся опыт организации этой деятельности, в том числе взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования. В г.Казани функционируют различные модели внеурочной деятельности по всем основным направлениям (спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное). Во всех школах реализуется программа «Тропинки здоровья».
Наибольшее напряжение вызывают вопросы финансирования и, прежде всего, ответ на вопрос, за счет чего оплачивать часы внеурочной деятельности? Как известно, для этого требуется дополнительное финансирование. Отсутствие средств фиксируется как на уровне школы, так и на уровне муниципалитета. Во многих школах внеурочная деятельность финансируется из стимулирующей части зарплаты. Как правило, это характерно для крупных школ т.к. в фонде оплаты труда этих учреждений на стимулирующую часть зарплаты приходится довольно значительная доля средств.
В ряде школ оплата внеурочной деятельности включена в базовую часть зарплаты за счет группы продленного дня и финансируется из фонда оплаты труда учреждения. В других - финансирование осуществляется за счет кружковой сети (т.е. через дополнительное образование). Таким образом, существуют разные пути решения сложившейся ситуации.
Анализируя сложившееся состояние дел по готовности к введению ФГОС, можно отметить, что в целом в городе существует достаточный кадровый потенциал для введения и реализации образовательных стандартов нового поколения. Идет целенаправленная работа по внесению изменений в нормативную базу школ (Уставы, локальные акты), осуществляется разработка основной образовательной программы, спланирована работа методических объединений педагогов, как на уровне школ, так и на уровне города.
Однако в ходе проведенного нами мониторинга выявлены педагогические риски, связанные с введением ФГОС: сохранение стереотипов профессиональной деятельности, применение традиционных неэффективных педагогических технологий обучения, упрощённое понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, традиционный подход руководителей школ к оценке деятельности педагога, отсутствие финансирования внеурочной деятельности, недостаточность ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы.
Каковы же пути решения обозначенных проблем?
Среди задач, стоящих перед системой образования города по введению и реализации ФГОС нового поколения, можно обозначить следующие:
1) обеспечение повышения уровня квалификации управленческих и педагогических кадров через КПК и постоянно-действующие семинары;
2) организация работы на местах по введению и реализации ФГОС НОО и ООО;
3) обобщение опыта внедрения ФГОС НОО в 1-3 классах;
4) проведение анализа и выявление проблем реализации ФГОС ООО в 2012-2013 учебном году в 5-ых классах пилотных школ с целью оказания консультативно-методической помощи в их реализации;
5) научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС НОО и ООО;
6) развитие материально-технической базы учреждений образования города.
В целом новый образовательный стандарт интересен и современен, отвечает вызовам времени. Принятие их нужно всем: и учителям, и родителям, и обучающимся. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения. Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей. От формирования универсальных учебных действий в начальной школе на ступени общего образования будет осуществляться переход к их развитию, то есть к формированию общеучебных умений и навыков, которые в старшей школе станут основой для формирования широкого спектра компетенций.