Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Развитие педагогического потенциала
  • Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения

    Галина Викторовна Тарасова, методист Городского методического центра Управления образования г.Казани, к.п.н.

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.

    Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, – подготовка кадров (требование к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования). Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.

    Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

    Актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя потребность школы в учителях, способных занять гуманную позицию по отношению к учащимся.

    В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.

    Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, теоретический (глубокие знания предмета), практический (умение реализовать полученные знания). Проведённый опрос среди учителей города показал, что 82% учителей готовы (морально!) к работе в новом режиме, 99,6% выразили желание совершенствовать свои знания, повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень.

    Попытаемся ответить на вопрос: «Каким должен быть учитель нового поколения»?

    В одной из работ Платона сказано: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей».

    Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. На наш взгляд он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

    На наш взгляд, учитель проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках. Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Но в данном случае в его деятельности и собственном мышлении, скажем так, «ремесленное» превалирует над творческим. Поэтому он не может ни «заразить» ученика потребностью и интересом к творческой деятельности, ни помочь ему развить нестандартное мышление. Более того, такой учитель чаще всего не поощряет нестандартных ответов, воспринимает их как ошибку. Он может обладать широкой предметной эрудицией, психолого-педагогическими знаниями, отработанной педагогической техникой работы с усредненным учеником в условиях фронтальной работы с классом индивидуальной работы в стиле репетиторства, направленного на достижение понимания и отработку навыков, что в принципе очень важно в период подготовки учащихся к ЕГЭ.

    Анализ материалов по введению ФГОС нового поколения свидетельствует о том, что авторы особую роль отводят учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовываться, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам, актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя.

    Отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер. Главная цель – развитие личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

    Надо сказать, что проектная деятельность широко используется учителями школ города на уроках и во внеурочное время, как в старших, так и в младших классах. Обратимся к цифрам.

    2009-2010 учебный год - 58% учителей (60,2% учителей иностранных языков) из числа опрошенных (1689 человек);

    2010-2011 учебный год – 71% (79,3% учителей иностранных языков);

    2011-2012 учебный год – 84% учителей (93% учителей иностранных языков).

    В городе стало традицией проводить конкурс мультипроектов среди учащихся 7-11 классов в рамках фестиваля знатоков иностранных языков в сотрудничестве с ЭМС «Релод-Казань», др.

    ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, а вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.

    И это не задания типа «бери учебник и читай»! Здесь необходима умственная и организационная гибкость, потому что прогностически построенный сценарий занятия может в корне измениться неожиданным решением или выпадом нестандартного ребенка.

    Условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений учащегося и оказывать ему необходимую эвристическую и информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, нетривиальных решений, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно – диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.

    Говоря о компетентности, мы можем сказать и о широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволяет им быть интересными ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика. Они способны ответить на вопросы и сообщить ученику много дополнительной информации. Но рамки их компетентности не выходят за пределы информированности в данной предметной области знаний и не распространяются на вопросы индивидуальных особенностей учащихся, способов их диагностики, вариативной работы с ними.

    Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником должны рационально сочетаться элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности.

    Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование деятельности ребенка, оказание своевременной и адекватной помощи учащимся, внушение уверенности и самоуважения.

    Организуемая им деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника. В его задачи входит регулирование и корректирование деятельности и развития ребенка, оценка и поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся.

    Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.

    В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.

    Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.

    Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший свое внимание на что-то другое во время объяснения учителя, уходит в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения тренировочных заданий - не происходит формирования необходимых навыков и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки.

    Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение.

    К признакам творческой личности учителя 57% опрошенных отнесли способность к моделированию, 78,3% - интеллектуальную активность, 32% критичность, 89% - профессиональную работоспособность, 73% - справедливость, 81% - педагогическую жажду новых знаний, 35% - общительность, 76% -самостоятельность, 89% - требовательность, 32% - тактичность. В наши дни к этому добавляют знание иностранных языков 29% (учителя иностранных языков).

    Высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. Свыше 20 руководителей, учителей, методистов города являются кандидатами наук, испытывают жажду познания нового. В городе развивается такое направление в работе со школьниками как научно-исследовательское движение. Традицией стало проводить городские конференции среди школьников. Сотрудничество учителя (в качестве руководителя) и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность. Ежегодно свыше 2000 школьников участвуют в конференциях, где представляют результаты своей работы учёным – членам жюри.

    Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально – групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

    Сотрудничество учителя и ученика направлено на последовательное и поэтапное развитие тех компонентов интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы школьника, которые на данный момент развиты недостаточно, что тормозит общее развитие и мешает развитию ребёнка в полной мере. Но формирование одних компонентов автоматически ведет к формированию других. Поэтому индивидуальная стратегия раскрытия каждого ребенка всегда многоступенчата и постепенно претерпевает изменения, необходимость которых определяется путем последующего тестирования результатов работы ученика и с учеником.

    Вчитываясь в Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений с детьми, родителями и другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Проблемой становится отношение и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей. На что в первую очередь нацелены действия учителя: на себя или ребенка? Чего хочет: прославить себя (в разумной мере это тоже неплохо) или принести пользу ребенку? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на наших следующих встречах.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152