Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Совершенствование инфраструктуры ОУ
  • Менеджмент в современной массовой школе в условиях внедрения ФГОС

    Каримова Диляра Салиховна, директор МАОУ «Школа №146» Ново-Савиновского района, кандидат педагогических наук

    Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом, который должен быть реализован в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015годы, в связи с чем особую практическую значимость приобретает в данном контексте алгоритм управленческих действий, который осуществляется нами в течение двух лет, как на стадии эксперимента, так и на этапе реализации стандартов.

    Стандарт трех «Т», как принято его называть, выдвигает, прежде всего, требования к результатам освоения программ, к структуре программ и к условиям реализации программ. Именно последнее требование является сферой интенсивной работы руководителя и его управленческой команды, причем особую, всевозрастающую сложность данного процесса обуславливает увеличение количества классов (ФГОС), что характерно для крупных учреждений нашего города. Так на примере школы №146: в 2010-2011гг. - 10 часов внеурочной деятельности, в 2011-2012гг.- 6 класс-комплектов (60 часов ВУД), в 2012-2013гг.-13класс-комплектов (130 часов ВУД). Отсутствие финансирования ВУД требует от руководителя мобилизации иных ресурсов. Поэтому одним из главных условий реализации ФГОС мы определяем кадровые условия. Требования к современному учителю сегодня высокие. Это высокий профессионализм: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен владеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога.

    Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Таким образом, современный учитель должен обладать высокой ИКТ – подготовкой, не только уметь работать с интерактивным оборудованием, но и уметь самостоятельно создавать цифровые образовательные ресурсы.

    ФГОС диктует требования к условиям его внедрения: все учителя должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации, курсы ИКТ. (Все учителя начальных классов нашей школы прошли курсовую подготовку по ИКТ, 50% учителей обучены по ФГОС). Наряду с традиционной курсовой подготовкой мы эффективно используем тьюторство, как на «горизонтальном» (учитель – учитель), так и на «вертикальном» («IT учитель-тьютор» - начинающий учитель) уровнях. Применяем дифференцированный подход к обучению ИКТ: от «презентаций» к «интерактивным урокам». Большое внимание уделяется самообразованию, раскрытию творческого потенциала учителя, с целью возможной реализации программ внеурочной деятельности (шахматы, риторика, информационные технологии). В условиях отсутствия финансирования ВУД и в то же время увеличения количества часов мы используем не только ресурсы центра детского творчества, но и резервы ГПД. Хотя вопрос привлечения специалистов извне, на наш взгляд, позволяет более эффективно и содержательно реализовать внеурочные программы.

    Напрашивается вывод - рациональное распределение внутренних и внешних (привлеченных) кадровых ресурсов.

    Одним из вариантов решения проблемы мы считаем рекрутинг учителей многофункционального профиля: базовое образование «учитель начальной школы» + вторая специальность: английский, татарский языки + дополнительные умения и навыки.

    Несомненно, это предполагает иные финансовые условия. И здесь учреждения, работающие в автономном режиме, более мобильны, как и в использовании внебюджетных источников (многоканальная схема финансирования, упрощенная система налогообложения), так и в возможности, озвученной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Ресурсы, которые школы, ставшие автономными учреждениями, могут сэкономить в ходе своей непосредственной деятельности останутся в распоряжении школ и могут быть потрачены на цели, определенные руководством школы совместно с родительскими комитетами, в том числе и на повышение заработной платы преподавателей» (В.В.Путин).

    Например, средства, сэкономленные нами на коммунальных услугах (в режиме автономии учреждения с 2009г.) были направлены на повышение заработной платы и на существенное обновление материально-технической базы.

    Для реализации ФГОС нами создана комфортная образовательно-пространственная среда, которая постоянно дополняется и расширяется. Основные направления развития инфраструктуры:

    1. Каждому классу отдельный кабинет, оборудованный в соответствии с СаН-ПиН.

    2. Проект «Современное рабочее место учителя»: все кабинеты в школе оборудованы интерактивными комплексами.

    3. Создание уютных зон релаксации,яркие интерьерные решения кабинетов внеурочной деятельности.

    4. Медиацентр, как точка роста проектной деятельности.

    5. Школьный медико-психологический центр – обеспечение здоровьесберегающей деятельности внедрения ФГОС (лицензированы 4 вида медицинских услуг).

    Анализируя результаты управленческой деятельности по созданию условий для внедрения ФГОС, мы поэтапно от «расписания уроков» в этом учебном году перешли на «режим дня», ибо в массовой школе невозможно иначе упорядочить внеурочную деятельность. В следующем году планируем от «режима дня» перейти к реализации проекта «класс полного дня». В данное время создаем отдельный модуль для первых классов набора 2012года, который будет состоять из учебного кабинета с интерактивным оборудованием и персональными ноутбуками, кабинета индивидуальных занятий и проектной деятельности, кабинета развивающих игр и дневного отдыха. Данное управленческое решение позволит нам на более качественном уровне, в полном соответствии с новыми требованиями СаНПиН реализовать ФГОС.

    Особое значение мы придаем вопросу расширения общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой. Между родителями учащихся и образовательным учреждением заключается общественный договор, который регламентирует права и обязанности каждой стороны:

  • в вопросах выбора комплекта учебников;
  • в вопросах выбора дополнительных услуг;
  • в вопросах, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
  • Приоритетами в работе с родителями мы считаем системное обучение и регулярную рефлексию. По материалам последней выявилось предложение по соблюдению принципа целесообразности чередования урочной и внеурочной деятельности, что планируется обсудить на родительских собраниях перед началом следующего учебного года и отразить в трехстороннем договоре.

    Подводя итог первых двух лет внедрения федеральных стандартов, хочется отметить, что процесс этот непрерывный, постоянно развивающийся, в каждом учреждении осуществляется специфично и требует от руководителя постоянной аналитической и прогностической деятельности. В связи с этим считаем, что обмен практическим управленческим опытом крайне важен и необходим, так как уже в новом учебном году предполагается переход на ФГОС основного общего образования в 5-ых классах. Наверное, во всех образовательных учреждениях есть вопросы по внедрению стандарта, и опыт инновационных школ может быть полезен.



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152