Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Передовой педагогический опыт
  • Механизмы реализации новых образовательных стандартов на основе деятельностного метода (из опыта работы учителей начальных классов по «Школе 2000...»)

    Серегина Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, победитель ПНПО, методист по образовательной системе «Школа 2000...», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов», Советский район, г. Казань

    Саморазвитие есть та необходимая почва,
    на которой школа только и может существовать.
    (П.Ф. Каптерев, видный педагог России
    вторая половина XIX – начало XX столетия)

    В 2010−2011 учебном году учителя первых классов нашей школы вошли в эксперимент по переходу к реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе образовательной системы деятельностного метода обучения «Школа 2000...». Но это не было случайностью, так как на протяжении последних десятилетий на энтузиазме учителя начальных классов осваивали методы системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу новых стандартов. А за последние шесть лет восемь учителей начальных классов обучились на курсах повышения квалификации в Москве в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО под руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон.

    Но все равно во время эксперимента для учителей и для школы особенно актуальными стали вопросы:

    − Как обучать?

    − Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?

    − С помощью чего учить?

    − Как проверить достижение новых образовательных результатов?

    − Как подготовить учителя к реализации целей, поставленных ФГОС?

    − Как организовать его методическое сопровождение? Какие ресурсы для этого есть у школы?

    − Как разработать ООП школы и рабочую программу учителя на этапе перехода к ФГОС, чтобы они стали не формальной очередной бумажкой, а помощником в этом переходе?

    Ответы на эти вопросы мы нашли в новых методических разработках Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...». Учителя, работающие по технологии деятельностного метода обучения (ТДМО) «Школа 2000...», знают, что формирование любого умения проходит через следующие этапы:

    1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

    2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

    3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

    4. Контроль.

    Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры...

    В соответствии с ФГОС содержательный раздел основной образовательной программы (ООП) включает и программу формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Поэтому этот же путь ученики должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

    Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) в образовательной системе «Школа 2000...» предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик:

    1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

    2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом);

    3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

    4) в завершении, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда учащиеся знают способ выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет неэффективно. Но тогда встают вопросы:

  • Где взять знания о нормах выполнения УУД?
  • Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся?
  • Каким способом это делать?
  • Ответ на первый вопрос очевиден − это методологические знания, которые, нужно брать из теории деятельности, положенной в основу используемой педагогической концепции. В образовательной системе «Школа 2000...» − это общая методологическая версия теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

    Ответы на второй и третий вопросы сложнее. Многолетний опыт экспериментальной работы Ассоциации «Школа 2000...» показал, что формирование надпредметных знаний на уроках по разным учебным предметам недостаточно эффективно. Это то же самое, если на одном уроке пытаться изучить темы «Деление с остатком» и «Краски осени». На каждом из этих уроков дети должны сделать свои открытия, развивая разные сферы своей личности − интеллектуальную и художественно-эстетическую. Точно также для освоения надпредметных знаний о способах учения, общения, поиска информации, работы с текстами необходимо свое собственное пространство.

    Поэтому научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» создал программу надпредметного курса «Мир деятельности» для 1−4 классов, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться в целом.

    Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

    I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.

    II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

    III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.

    IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.

    Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 1 ч в неделю, то есть 34 ч в год (возможно во второй половине дня или в рамках проведения классных часов).

    После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.

    Уроки проходят так же, но теперь учащиеся выполняют данное УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.







    Например, при формировании умения ставить перед собой цель, вначале учащиеся под руководством учителя приобретают первичный опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению, окружающему миру и т.д. Затем организуется осознание ими необходимости самостоятельного выполнения данного УУД, знакомство с самим понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.

    Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО.

    На базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО разработан вариант системы диагностики следующих надпредметных знаний:

    1) знание структуры учебной деятельности и умение ее применять (вариант, адаптированный для начальной школы);

    2) знание и умение выполнять пробное учебное действие;

    3) знание и умение фиксировать затруднение в пробном действии;

    4) знание и умение определять причины затруднений в пробном действии;

    5) знание и умение планировать свои учебные действия (ставить учебную задачу, определять сроки ее реализации);

    6) знание и умение самостоятельно учиться применять новый общий способ действий.

    Разработанная система диагностики ОРФ ОУУ включает в себя три типа этапа: входную, промежуточную, итоговую диагностику.

    Входная диагностика наличного уровня формируемых УУД должна предварять знакомство учащихся с новыми надпредметными способами действий. При этом ее задачей является не только выявление имеющегося уровня сформированности соответствующего УУД, чтобы отследить динамику его изменения в ходе последующей работы, но и, главное, организация мотивации учащихся к освоению этого УУД − сначала к построению самого алгоритма его выполнения, а затем и к включению его в повседневную практику своего учения.

    Анализируя реальные ответы учащихся, их типичные ошибки и заблуждения, так же как и наличие у них уже сформированных относительно правильных представлений, учитель получает благоприятную возможность учитывать все это в ходе проектирования содержания сценариев будущих бесед и тренингов, соотнести вводимые общие способы действий с реальной практикой, продемонстрировать их эффективность и личностную значимость для каждого ребенка.

    Промежуточная диагностика имеет целью отследить как учителем, так и самими учащимися динамику и основные направления изменений в процессах формирования ОРФ ОУУ, которые можно переносить на любую деятельность и жизненные ситуации, где востребованы механизмы самоизменения, самооценки и самокоррекции.

    Итоговая диагностика проводится лишь тогда, когда, по предварительной оценке учителя, большинство учащихся класса уже в достаточной степени освоило контролируемое УУД. Основной целью итоговой диагностики является контроль и оценка учителем и учащимися достигнутого уровня освоения изучаемого культурного способа осуществления своей учебной деятельности как в ее индивидуальной, так и в коллективной форме.

    Таким образом, циклы занятий по формированию ОРФ ОУУ с учетом проведения диагностических процедур должны включать в себя следующие этапы:

    1) приобретение учащимися первичного опыта выполнения изучаемого УУД;

    2) входная диагностика, обнаруживающая начальный уровень изучаемого УУД (понимания, умения самостоятельно осуществлять и рефлексивно оценивать его правильность) и мотивирующая его изучение учащимися;

    3) знакомство учащихся с общим культурным способом (алгоритмом) выполнения этого УУД;

    4) отработка и применение изучаемого УУД в процессе предметных уроков с опорой на введенный общий культурный способ его осуществления;

    5) самоконтроль и промежуточная диагностика уровня освоения изучаемого УУД;

    6) контрольная диагностика уровней сформированности новых надпредметных знаний, понимания и умения правильно осуществлять и оценивать выполнение изученного УУД;

    7) рефлексивная оценка хода и результатов занятий по формированию изученного УУД.

    С 1 сентября 2011 года в целях создания условий для получения качественного образования при переходе на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты обучения, мы вошли во Всероссийский эксперимент по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа» под научным руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон.

    Ниже приведу результаты диагностики учащихся тех классов, которые включились в экспериментальную работу.

    Диагностика в 1 классе (дети первый год изучают курс «Мир деятельности»)

    Диагностика во 2 классе (дети первый год изучают курс «Мир деятельности»)

    Диагностика в 3 классе (дети второй год изучают курс «Мир деятельности»)

    Из приведенных в таблицах данных видно, что у учащихся 2-ого класса есть больший социальный опыт, поэтому они имеют больший % прохождения теста на высоком уровне, в сравнении с 1-ым классом. В 3-ем классе дети занимаются по курсу «Мир деятельности» второй год, высокий уровень прохождения теста равен 88% от общего количества опрошенных учеников (данного класса).

    Еще раз хочу подчеркнуть, что в нашей школе огромное внимание уделяется профессиональной переподготовке учителей. Все учителя, участвующие в экспериментальной работе владеют ТДМО «Школа 2000...», обучились в Москве в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО по курсу «Мир деятельности». Три учителя повысили свою квалификацию не только на базовом уровне, но и на углубленном (144 часа)!

    В данной статье я рассказала о механизме реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон, о нашем опыте работы. Интересно было бы узнать и другие пути реализации ФГОС, прочитать об опыте работы учителей из других школ.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152