Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Развитие педагогического потенциала
  • Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей

    Репина Надежда Павловна, учитель русского языка и литературы гимназии №90 Советского района г. Казани

    Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего, с учителем и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет...

    Ю.А. Конаржевский


    Новая школа – это не только модернизированная материально-техническая база, но и новый тип учителя с современным мышлением. И каждое образовательное учреждение ищет новые пути формирования современного учителя. Для этого используются разнообразные формы организации методической работы в школе, как являющиеся профессиональными объединениями педагогов, так и не являющиеся таковыми.

    В целях профессионально-личностного развития педагогов, повышения их квалификации, выявления и распространения перспективного опыта работы с октября 2009 года в нашей гимназии существует такое неформальное объединение, как Клуб педагогических идей «Вдохновение» (Презентация, слайд 3).

    Это действительно не формальное объединение, а объединение, созданное по инициативе самих учителей нашей гимназии.

    Учительский клуб – это

    • Обмен профессиональным педагогическим опытом

    • Представление инновационных проектов

    • Мастер-классы и круглые столы по проблемам применения ИКТ – технологий в обучении и воспитании детей (использования современных образовательных технологий)

    • Консультации специалистов в области ИКТ – технологий (современных образовательных технологий)

    Почему именно клуб? На наш взгляд, клубная форма организации методической работы решает несколько проблем:

    1. Прежде всего, позволяет организовать непосредственное общение учителей на равных друг с другом. На занятиях клуба, которые скорее можно назвать встречами, нет рядового учителя, заслуженного, членов администрации. На равных встречаются педагоги, заинтересованно обсуждают педагогические новинки, ищут пути достижения своих педагогических целей. Это самое большое достоинство клуба творческой педагогики - живое, непосредственное общение единомышленников.

    2. Через клуб идет обобщение и распространение передового опыта. Причем происходит это ненавязчиво, при участии самих педагогов.

    3. Это и форма психологической разрядки, отдыха.

    Ключевая цель Клуба педагогических идей - создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

    К этой идее мы пришли, получив после победы в Приоритетном национальном проекте «Образование» в своё распоряжение интерактивные доски. Членами клуба стали учителя, прошедшие специальную курсовую подготовку работы с интерактивной доской. Тогда и возник вопрос: каков уровень владения всеми учителями ИКТ?

    Были поставлены следующие задачи:

    • Выявить критерии ИКТ- компетенции учителя.

    • Создать систему диагностических материалов для учителей в области применения информационно-коммуникационных технологий.

    • Показать возможности информационно- коммуникационных технологий.

    • Разработать программу занятий с педагогами.

    Членами Клуба была разработана «ИКТ компетентностная модель учителя» (Презентация, слайд 4).

    Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, мониторинг компетенций. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ - компетентности.

    Мониторинг построен на основе научных разработок Л.В. Кочегаровой, и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:

    • информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;

    • контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога;

    • мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

    Все диагностические инструменты предлагались в виде программного продукта MS Excel и онлайн-тестов.

    На первом этапе было проведено анкетирование учителей школы в области ИКТ - компетентности Цель анкетирования состояла в оценке уровня ИКТ компетентности учителей, получение данных о текущем состоянии навыков учителей в области ИКТ.

    В анкетировании приняли участие 39 учителей. Из них - 11 учителей начальной школы и 28 учителей средней и старшей школы.

    1) Для определения базовой ИКТ-компетентности использовалась анкета «Базовая ИКТ-компетентность», разработанная в рамках проекта «Информатизация системы образования», предполагающая опережающий уровень навыков.

    2) Готовность педагога к саморазвитию в ИОС, оценка возможностей его реализации в профессиональной деятельности диагностировались с помощью анкеты «Саморазвитие и профессионально-педагогическая деятельность» (Л.Н. Бережнова).

    3) Готовность педагога быть открытой самоорганизующейся психологической системой диагностировалась по уровню ригидности педагога.

    В анкете «Базовая ИКТ-компетентность» педагогу предлагалось 90 вопросов, отражающих актуальное состояние операционально-деятельностного компонента ИКТ-компетентности (готовность выполнить те или иные действия). Полученная сумма баллов является интегральным измерителем и переводится в проценты. В результате были сделаны следующие выводы об общем уровне ИКТ компетентности (Презентация, слайд 8).

    После такого анкетирования результаты работы каждого педагога становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования педагогов, активно повышающих уровень ИКТ компетентности (Презентация, слайд 9).

    Из гистограммы распределения уровней пользовательских навыков учителей стало видно, что чуть половина преподавательского состава относится к слабым пользователям, примерно треть – к пользователям среднего уровня, и только десятая часть владеют минимальными пользовательскими навыками в полном объеме.

    При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе (Презентация, слайд 10).

    Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

    Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ - компетентности

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;
  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  • переход на новый уровень педагогического мастерства.
  • Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

    Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.

    Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

    На втором этапе были поставлены следующие задачи повышения ИКТ – квалификации учителей:

  • Провести мастер-классы.
  • Организовать групповые и индивидуальные консультации.
  • Обеспечить техническую и методическую поддержку учителей с недостаточным уровнем ИКТ – грамотности и ИКТ – компетентности.
  • Именно тогда было положено начало формированию творческой команды учителей (членов Клуба «Вдохновение»), которая совместно стала разрабатывать, организовывать и проводить мастер-классы, консультации по использованию Интернет - технологий в работе учителя.

    Готовность применять новые технологии в образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

    Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии (маршруты). Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

    Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

    Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребовалось создать новую систему обучения. С этой целью нами были использованы такие формы, как педагогические мастерские и наставничество.

    Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.

    В такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

    Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся педагогами группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций (Power Point)», «Сеть Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office» и др.

    Помощь педагогам оказывала творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

    Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности, с ними проводятся и другие мероприятия. Наиболее ярким и масштабным событием этого этапа явился I Фестиваль интерактивных уроков, проведённых членами клуба, которые показали не только знания, умения, хорошие исполнительские навыки, но и эффективное применение сформированных на высоком уровне новых компетентностей.

    На третьем этапе перед педколлективом были поставлены новые задачи: эффективное применение различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность) в педагогической деятельности, т.е. повышение уровня ИКТ – компетентности учителей:

  • Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике.
  • Участвовать в профессиональных конкурсах, педсоветах.
  • Обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет.
  • Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ.
  • Разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
  • Итогом этого явился II Фестиваль интерактивных уроков в феврале-марте 2011 года, в котором приняли участие уже 18 педагогов гимназии (просмотр видеоролика). Творческая группа КПИ провела мастер-класс по созданию и систематизации индивидуальных коллекций цифровых образовательных ресурсов - медиатеки (презентации, интерактивные тексты со звуковым сопровождением, интерактивные иллюстрации; интерактивные таблицы, схемы, алгоритмы, наглядные методические пособия, созданные при помощи программного обеспечения SMART-board для работы на интерактивной доске). С внедрением в школы Электронного образования у учителя появилась возможность принять участие в создании коллекции ЦОРов для Электронного образования РТ, так председателем Клуба Репиной Н.П. были написаны сценарии для создания ЦОРов «Проверяемые гласные и согласные», «Правописание приставок ПРИ и ПРЕ», которые размещены на сайте edu.tatar.ru.

    На четвёртом этапе перед учителями поставлена задача по созданию Портфолио учителя.

    Эффективность использования подобной формы работы налицо. Клуб «Вдохновение», судя по отзывам учителей, нужен. Он помогает создать в школе коллектив учителей - единомышленников, которые постоянно увлечены поиском нового, поиском совершенствования своего методического и профессионального мастерства, стремятся освоить науку общения. И, главное, - психологически настроены на то, что любые успехи, достигнутые сегодня – лишь еще одна ступенька в достижение более высоких целей. Школа живет, пока может развиваться – а это всегда поиск нового.


      Презентация: Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей

      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152