Одним из многочисленных положительных моментов нового образовательного стандарта хочется отметить раздел «Внеурочная деятельность обучающихся». Считаю, что нововведение удачно как для педагога начальной школы, так и для ребенка, так как предоставляет возможность учета индивидуальных интересов, особенностей, способностей обучающихся.
В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Поэтому сегодня необходимо научить детей чувствовать, думать и творить. А это возможно при реализации художественно-эстетического направления внеурочной деятельности. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники десять лет назад, но они значительно реже восхищаются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены.
Работая сегодня в школе, думаю, что учителю необходимо ставить следующие цели: 1)привлечение внимания родителей к удачам и неудачам своих детей, 2)необходимость поддержки семьи в преодолении трудностей, возникающих у детей, 3) объединение усилий классного руководителя и семьи по всестороннему развитию и воспитанию детей в школе, 4) повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
Уверена, что эффективное воспитание младшего школьника может происходить только в гуманном педагогическом процессе. Гуманно-личностный подход помогает детям раскрыть свои внутренние силы и возможности, создает все необходимые условия для свободного развития личности. Личность человека развивается эффективно, если существует единая гуманная воспитательная среда.
Двумя большими составляющими окружающего мира для ученика является семья и школа. Именно они позволяют изменить пространство вокруг ребенка в сторону духовности и нравственной чистоты. Необходимо сделать отношения родителей и школы не формальными, а душевными, теплыми, психологически комфортными. Учитывая это, проведение работы по сплочению коллектива родителей и школы в форме совместной творческой деятельности, привлечение родителей к участию в классных и общешкольных внеурочных мероприятиях (проведение классных часов, посещение музеев, выставок с последующим обсуждением, воскресное посещение театра, цирка, выезды на природу и другое) совершенно необходимо. Работа по данному направлению связана еще и с тем, что на сегодняшний день многие родители самоустраняются от воспитания детей, перекладывая заботу и ответственность на школу, детский сад, подменяя вакуум общения ложной любовью, страхом за ребенка, желанием посытнее накормить, лучше одеть, купить желаемое... А ведь именно семья - это основа правильных жизненных установок. Проведение бесед с родителями в составе классных часов позволяют коснуться этих проблем, поставить корректные вопросы и совместно находить решения.
Духовность возможно воспитать у детей только личным примером родителей, а поддержка работы родителей должна осуществляться и усиливаться учителем в учебно-воспитательном процессе.
Каким станет процесс реализации стандартов нового поколения, покажет время, а направления внеурочной деятельности должны соответствовать образовательной программе школы, её возможностям, интересам и потребностям родителей и детей.
Список литературы:
1. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Вопросы по психологии 1994, №2 с.64-77
2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания учащихся. М Глобус ,2007 с.21-22
3. Венгер Л.А., Венгер Н.Б. Воспитание культуры ребенка.М. Просвещение 1998г. с.3-12
4. Научно-практический журнал « Завуч начальной школы» 2008г.№2
5. Петрова И.А. «Настольная книга учителя начальной школы »АСТ 2003г. с.315-319