Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Развитие педагогического потенциала
  • ФГОС: условия формирования и развития универсальных учебных действий

    Вихерева Наталья Александровна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой», руководитель ШМО учителей начальных классов

    К сентябрю 2011 года в сознании учителя начальных классов чётко сложилась основная цель НОО – «научить ребёнка учиться». Для достижения данной цели в работе учителей начальных классов нашей гимназии были намечены первостепенные образовательные задачи:

    - формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;

    - формирование умения учиться как способности к самоорганизации;

    - научить ребёнка правильно читать – целенаправленно, осмысленно, творчески и как следствие формирование учебно-познавательной компетентности;

    - создать условия для формирования информационно-грамотной личности;

    - обеспечить комплексное развитие интеллектуальной, духовной и личностной сферы ребёнка – ценностно-смысловых компетентностей;

    - обеспечить условия для реализации потребности ребёнка в общении и как следствие для усвоения детьми системы моральных норм, нравственных принципов, формирование коммуникативной компетентности и эмоциональной отзывчивости;

    - создать условия для приобретения и расширения опыта лидерства, сотрудничества, работы в команде;

    - обеспечить социальную и психолого-педагогическую компенсацию трудностей развития;

    - обеспечить сохранение и развитие физического здоровья, привитие привычек здорового образа жизни и позитивных семейных ценностей;

    - создать условия для формирования гражданских убеждений;

    - создать условия для развития способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, формирование способности к рефлексии.

    Основной формой реализации поставленных задач в распоряжении учителя остаётся урок и внеурочная деятельность. Действительно современный урок, оставляя за собой обучающую, развивающую и воспитывающую функцию проектирует их в разрезе системно-деятельностного подхода и добавляет к данным понятиям смыслообновляющую часть слова - «само»: самообучение, саморазвитие, самовоспитание. Современный урок становится учебным пространством для познавательной активности ученика, который рефлексивно управляет своей учебной деятельностью на уроке. На начальном этапе обучения учитель создаёт в рамках урока условия для формирования правильной познавательной активности ученика, которая впоследствии становится привычкой самостоятельной учебной деятельности. Что должно явиться инструментом или средством в учебно – воспитательном пространстве современного урока, обеспечивающим переход знаний в умения, умения в способности, а способности в личностные убеждения? Сами знания – знания учеников о том, как научить самих себя. Для этого ученик должен овладеть таким инструментом как универсальные учебные действия (УУД).

    Дистанционное обучение, курсы повышения квалификации ИРО РТ, дискуссии на ШМО помогли изменить представления учителя о современном уроке и о месте УУД в учебном пространстве урока.

    С 2010 года наше МО разрабатывает методическую тему «Проектирование УУД: формирование и развитие». Был разработан план изучения данной темы на четыре года:

    1 год – знакомство с концепцией развития УУД (4 вида) и процессом их формирования,

    2 год – проектирование УУД в предметном содержании начального образования,

    3 год – мониторинг сформированности УУД в предметном содержании начального образования,

    4 год – проектирование контрольных работ: итоговый, промежуточный, текущий контроль.

    В течение первого года работы по теме в процессе заседаний ШМО были решены следующие задачи:

    - изучение видов УУД,

    - изучение технологий проектирования УУД,

    -изучение возрастных особенностей формирования УУД у детей младшего школьного возраста,

    - выявление особенностей формирования УУД у детей с особенностями развития.

    Второй год работы по методической теме посвящён изучению технологий проектирования УУД в предметном содержании. На заседаниях методического объединения обсуждался круг вопросов в рамках определённого предметного цикла: гуманитарного, естественно-математического, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного.

    Данная форма самообразования учителя способствует повышению его компетентности в методических вопросах. Как следствие изучения данных вопросов, явился новый взгляд на построение урока в начальных классах. Тема построения современного урока в начальных классах освещается мною на страницах виртуального сообщества учителей начальных классов на сайте edu.tatar.ru и в блоге на образовательном портале kazanobr.ru в сообществе учителей начальных классов.

    Учителя начальных классов стали более подкованными и компетентными в методических вопросах, но в работе с детьми нужна программа, включающая в себя тематический материал, приёмы освоения УУД, формы организации работы по развитию УУД. И такой программой стал надпредметный курс «Мир деятельности», созданный и апробированный Институтом системно-деятельностной педагогики Центром состемно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО. Надпредметный курс «Мир деятельности» разработан в рамках образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон и является универсальной (допустимой при работе по УМК, соответствующим требованиям ФГОС, но более адаптированной для ДОС «Школа 2000...» и УМК «Перспектива») программой по формированию умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий. Курс «Мир деятельности» разработан для учащихся начальных классов и соответствует основным дидактическим принципам: научность, доступность, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей 7-10 (11) лет, наглядность, проблемность, систематичность.

    «...для успешного и надёжного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять и корректировать их в своей учебной деятельности» [1,5]. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Содержательные линии курса «Мир деятельности» соотносятся с видами УУД [таблица 1]. В основе курса лежит технология деятельностного метода, обеспечивающая реализацию системно-деятельностного подхода – ключевого тезиса ФГОС. Урок, построенный по курсу МИД («Мир деятельности») на основе технологии деятельностного метода, включает в себя следующие этапы (урок открытия нового знания):

    1. мотивация к учебной деятельности,

    2. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,

    3. выявление места и причины затруднения,

    4. построение проекта выхода из затруднения,

    5. реализация построенного проекта,

    6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,

    7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (правилу, алгоритму),

    8. включение в систему знаний и повторение,

    9. рефлексия учебной деятельности.

    Тематические занятия по курсу МИД проводятся из количества 1 час в неделю и очень удачно вписываются в систему внеурочной деятельности.

    Проведение занятий по программе надпредметного курса МИД обеспечивает реализацию основных требований к матапредметным результатам. К концу первого года обучения ученик будет знать

    -основную цель и результат учебной деятельности, её два основных этапа,

    -основные функции ученика и учителя на уроке,

    - правила поведения на уроке и уметь их применять,

    - цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учёбе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью и самостоятельно выполнить домашнее задание,

    - уметь осознанно осуществлять пробное действие,

    - уметь грамотно фиксировать своё индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия,

    - уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему,

    - уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу,

    - знать структуру первого этапа учебной деятельности,

    - знать простейшие правила работы в паре, в группе, уметь их применять,

    - знать основные приёмы развития внимания, уметь их применять,

    - иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни,

    -знать простейшие правила и приёмы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения,

    - иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. [1,12]

    «Важно и то, что работа по курсу МИД становится школой саморазвития и для учителя. Помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методов их достижения» [1.10].

    Имея разработанную программу курса МИД, мы озадачены проблемой преемственности: ДОУ – начальная школа – среднее звено. Данная проблема в ближайшее время будет являться первостепенной.

    Таблица 1

    УУД

    Содержательные линии курса МИД

    Личностные

    Ценностная

    Регулятивные

    Организационно-рефлексивная

    Познавательные

    Познавательная

    Коммуникативная

    Коммуникативная


    Список литературы:

    1. Надпредметный курс «Мир деятельности»/под ред. Л.Г.Петерсон.- М.: «Национальное образование», 2011 -38 с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152