Сегодня проблема безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе оказывают воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, повышающие психическую напряженность и приводящие к ухудшению социального здоровья общества. Все эти факторы лишают общество такой важной характеристики, как безопасность. И как следствие все эти процессы как в зеркале отражаются и в образовательной среде.
Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов. Для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, пожарной безопасности, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической безопасности личности, которая включает в себя и информационную ее защищенность.
Безопасности образовательной среды всегда уделялось достаточно внимания, однако в связи с увеличением частоты и степени насилия в школе за последние двадцать лет эта проблема выдвинулась на передний план. И сейчас, когда проходит массовое внедрение ФГОС, психологическую безопасность образовательной среды мы должны рассматривать как состояние образовательной среды, создающее защищенность от проявлений психологического насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ.
По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми. Т.е. пребывание ребенка в образовательном учреждении должно быть максимально прозрачным, и тогда многие опасения родителей будут развеяны, да и поведение всех участников образовательного процесса будет более корректным, т.к. знание того, что всё, что происходит в стенах ОУ не является чем-то секретным и скрытым от взора родителей, проверяющих организаций, вышестоящих органов – всегда мобилизует и дисциплинирует как учащихся, так и преподавателей.
Психологические угрозы, в отличие от любых других обладают следующими особенностями. Они менее «видимые», а потому и более трудно контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка. Они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного – для другого может иметь разрушительное влияние. Они глубоко переживаются детьми, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, пока не накопится достаточное для психического взрыва количество обид, страданий, что и проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, аддиктивном поведении ребенка.
Сегодня, в условиях реализации ФГОС, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.
Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к взрослому; у подростка – в стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.
Инновационные риски способны серьезно нарушить психологическую безопасность всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, администрации. Их необходимо, во-первых, прогнозировать, во-вторых, по возможности минимизировать, в-третьих, помогать людям справиться с теми изменениями, которые могут их травмировать или разочаровать, усиливая их психологические потенциалы.
Психологи – как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему школьному сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая их эффективность и целесообразность. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.
Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь.
В международной практике выделяют две модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Обе модели ставят перед собой три основные задачи:
1) развитие личностной компетенции (навыки эффективного общения);
2) выработка и развитие навыков психологической защиты (обучение умению противостоять различным факторам риска);
3) предупреждение возникновения проблем (навыки саморегуляции и т.д.).
На практике наиболее успешными оказались программы, объединяющие подходы обеих моделей.
Образовательная среда школы составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому нужны не отдельные опыты и непродолжительные авторские программы по созданию психологической защищенности ее участников, а реализация целостной системы обучения принципам и технологиям психологической безопасности во взаимодействии учителей, учащихся и их родителей.
Список литературы:
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская,О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.,2002.
3. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М.,2000.