Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Передовой педагогический опыт
  • Первый опыт реализации новых образовательных стандартов в начальной школе. Как изменился урок с введением ФГОС

    Алехина Анастасия Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №135» Кировского района г. Казани

    Целью современного образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.[4, с. 3]

    Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

    Функция школы – корректирующая.

    Учитель – направляющая сила для ребенка.

    Основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.[3, с.112 ].

    Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.

    Таким образом, современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.

    Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (УУД). Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях.

    В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {в}, буквы В, в. Идет работа над словом «Весна». Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года». На уроке музыки – слушание произведений. На уроке ИЗО – рисуем весну. На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате делаем коллективный проект, изображающий весну, признаки весны. Проектный и исследовательский метод, представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике.

    Проекты различны по форме, теме, содержанию: в 1 классе – это рисунки, поделки, стишки, во 2 классе - мини-сочинения, книжки-малышки.

    Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.[2, с.21 ].

    Никогда не даю знания в готовом виде. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий. Не задаю мелких вопросов. Например: Определите площадь? Я стараюсь задать этот вопрос по-другому: «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?». Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делаю акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

    На уроках окружающего мира нацеливаю детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учу ориентироваться в учебнике, справочниках (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

    1. Громко – тихо.

    2. С запинками – без запинок.

    3. Выразительно – нет.

    4. Понравилось – нет.

    При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся.

    Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

    Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.[1, с.14 ].

    Надеюсь, материал моей статьи поможет учителям начальной школы проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении урока. Хочется закончить словами К.Д. Ушинского - «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».


    Список литературы:

    1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006-140 с.

    2. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: », 2002-64 с.

    3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152