Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Развитие педагогического потенциала
  • Речевая культура учащихся как результат успешной реализации стандартов нового поколения

    Галеева Ирада Шамильевна, методист Городского методического центра Управления образования города Казани

    Культура речи человека наиболее ярко проявляется в его речи и в определённом смысле становится его визитной карточкой.

    Термин «речевая культура» многозначен, и среди его основных значений исследователи выделяют и совокупность знаний, умений и навыков; и совокупность свойств и качеств речи; это и область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи. В Примерных программах по русскому языку для основной школы определены основные индикаторы функциональной грамотности обучающихся, среди которых выделяются коммуникативные универсальные учебные действия, такие как: владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи; соблюдение в процессе коммуникации норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др. [1]

    Конечно, речевая культура личности индивидуальна, зависит от эрудиции и речевой культуры общества. Среди черт современной речевой ситуации исследователи отмечают резкое расширение состава участников массовой коммуникации, резкое ослабление цензуры в СМИ, возрастание личностного начала в речи, расширение сферы спонтанного общения, изменение основных параметров протекания устных форм массовой коммуникации.

    Сегодня педагоги чётко осознают, что процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры. Это сложный, системный, целенаправленный процесс, в котором участвует социум, родители, педагогическая общественность. И только когда вопрос решается комплексно, тогда можно говорить о развитии коммуникативных компетенций, представляющих собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, направленных на позитивную самореализацию.

    На наш взгляд, очень важную роль в подростковом общении играет сформированность этических норм, что ведёт в свою очередь и к соблюдению поведенческих норм, уважению к собеседникам, стремлению понять и принять другую точку зрения. И коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка становится важнейшим условием формирования способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

    Итоговая аттестация учащихся вызывает много нареканий, как со стороны педагогов, так и родителей, но необходимо признать, что единый государственный экзамен по русскому языку скорректировал работу учителей русского языка, определив наиболее актуальные проблемы в обучении. И если обратиться к структуре тестов, то мы увидим задания и на выявление знаний, и на умения поиска и преобразования, а часть С – это творческая ситуация, в процессе которой ученик представляет себя и как личность, но оценивается лишь его предметная компетентность.

    Задание части «С» требует умения выражать и аргументировать свою точку зрения по основным вопросам, затронутым в тексте. А о чём они? О культуре, о языке, о совести, о памяти, об истории народа, о сострадании, о «человеческом» в человеке, об интеллигентности, об образованности. И самым сложным для ребят оказывается определить актуальность предложенных тем, поскольку это требует определённого кругозора, гражданской позиции, т.е. «взрослости».

    В педагогической литературе последних лет предлагается много подходов к подготовке учащихся к экзамену. Наш опыт доказывает правомерность кластерного подхода в методике обучения рассуждениям по предложенным проблемам. В этом случае у учащихся вырисовывается контекстное синонимическое поле, что позволяет им увидеть наполняемость рассматриваемого понятия, избежать тавтологии, определить композиционные части создаваемого текста. А информационное поле обучающихся можно скорректировать целенаправленными вопросами: »Какие передачи вы смотрели на этой неделе?», «Что вы могли бы порекомендовать прочитать своим сверстникам?», «Составьте список книг, которые, на ваш взгляд, должны быть в библиотеке современного человека», «С героем какой книги вы хотели бы поговорить, поспорить?»

    Речевая культура - это не только языковые достижения, но и духовные. Помните, какие праздники в рассказе Р.Брэдбери «Улыбка» отмечает народ? Праздники разрушения и вандализма. Чего боится очередь, выстроившаяся для уничтожения картины? Возвращения цивилизации. Что - чему и кого противопоставляет автор? Толпу, очередь – человеку (мальчику, герою рассказа). Разрушение – красоте. И понятие «улыбка» наполняется новым, нравственным содержанием: это счастье, радость, добро, красота, переосмысление ценностей.

    Конечно, адекватность суждений учащихся зависит и от их социальной зрелости, от нравственно-этических установок семьи, от множества факторов, но учитель, выполняя конкретную задачу обучения, решает самую главную миссию: воспитывает человека – носителя общечеловеческих ценностей.

    Выявляется ещё одна проблема: низкий уровень читательской грамотности наших учеников. Экзаменационные тексты требуют вдумчивого читателя, способного быть собеседником, умеющего отстаивать свою точку зрения не на бытовом уровне, а с опорой на обществоведческий, исторический, литературный материалы. Знания же учащихся часто разобщены, они даже не предполагают возможности использования материала из других предметных областей (эта проблема выходит за пределы одного предмета и подготовка учащихся к аттестационным испытаниям становится сегодня делом не одного учителя, а всего педагогического коллектива: библиотекаря, учителя, классного руководителя, педагогов дополнительного образования – в целом всей образовательной системы)

    Отметим, что сочинение – рассуждение, написанное в жанре эссе, оценивается с учётом сформированности следующих речевых умений выпускников:

    -понимать и интерпретировать прочитанный текст,

    -определять основные мысли прочитанного текста,

    -создавать текст определённого стиля и типа речи,

    -определять и отбирать языковые средства для точности и композиционной целесообразности,

    -выражать и аргументировать собственную точку зрения по вопросам, затронутым в тексте.

    Вновь обратимся к стандартам второго поколения в предметной области «Русский язык». В них чётко определён перечень познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис). Эти требования отражают государственную задачу, поставленную перед школой, – научить ребёнка учиться. И с момента введения ЕГЭ и ГИА учитель работает в режиме поиска эффективных педагогических приёмов и техник, позволяющих реализовывать поставленные задачи.

    Список литературы:

    1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- М.: Просвещение , 2009 (серия "Стандарты второго поколения").


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152