Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Совершенствование инфраструктуры ОУ
  • Информационно-образовательные ресурсы как составляющая современной инфраструктуры образовательного учреждения

    Бухарова Лариса Геннадьевна, заместитель директора по информатизации Городского методического центра Управления образования г.Казани

    Федеральные государственные образовательные стандарты как начального, так и общего образования включают в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы. Одно из условий - обеспечение учебного процесса современной информационно-образовательной средой (ИОС), включающей в себя комплекс информационных ресурсов, в том числе электронные (цифровые) образовательные ресурсы, а также технические и технологические средства ИКТ.

    Стандарт направлен на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, а в свете глобальной информатизации образования - единого информационно-образовательного пространства или среды государства. Поэтому создание и управление информационно-образовательной средой (ИОС) школы нужно рассматривать как необходимую составляющую современной инфраструктуры образовательного учреждения. Для того, чтобы ИОС школы функционировала в нормальном режиме и полном соответствии с требованиями современного информационного общества, прежде всего необходимо обеспечить открытый доступ всем участникам учебно-воспитательного процесса к информационным и образовательным ресурсам (ИОР) различного уровня. Следующий шаг – это формирование и использование непосредственно самих ИОР как основных составляющих ИОС школы, региона и государства. Уточним, что информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

    Работа с информацией (умение добывать нужную информацию, обрабатывать её, систематизировать, применять на практике, хранить и т.д.) - важное требование новых Стандартов, так как основной акцент в них делается на формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Это относится также и к учителю («Обучать – значит учиться вдвойне» Жозеф Жубер, французский писатель XVIIIв). Поэтому педагогу необходимо хорошо владеть всеми способами работы с информацией и информационными ресурсами. Как и в любом другом деле, в освоении учителем ИКТ и ИОР большое значение имеет первый шаг и первый опыт. Мы знаем, что даже если в распоряжении педагога оказывается компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, важно, каким образом начнется его странствие по многочисленным Интернет-ресурсам, окажутся ли среди них средства, которые помогут учителям в их труде, будут ли такие ресурсы интересными и полезными. От этого во многом зависит мотивация к использованию IT-технологий вообще. В формировании стойкой мотивации в освоении и применении ИОР и ИКТ у педагогов в целом заключается работа руководителя учреждения образования, методического объединения и методистов, работающих не только в области ИКТ, но и в любой другой предметной области. Методист должен вести работу по знакомству педагогов с основными образовательными ресурсами сети Интернет, которые могли бы оказаться востребованными и значимыми с точки зрения обучения и воспитания школьников. При этом надо учитывать тот факт, что учителя находятся на разных ступенях владения IT-технологиями. А для того, чтобы быть полезным учителю, методист сам должен очень хорошо владеть этими технологиями, т.е. быть «продвинутым» IT-пользователем, знать где, с какого сайта или портала можно взять соответствующий ресурс для конкретного педагога.

    Конечно, разработкой ИОР, прежде всего, должны заниматься профессионалы – специалисты в области создания подобных средств обучения. В то же время ни один такой ресурс не может быть разработан без привлечения педагогов в состав соответствующего авторского коллектива. Как показывает опыт, многие педагоги самостоятельно занимаются созданием эффективных и востребованных их коллегами и школьниками информационных образовательных ресурсов. Многие такие ресурсы учителей и учащихся публикуются в сети Интернет, и они общедоступны.

    Информационные ресурсы делятся на виды по различным критериям: по форме представления (текстовая, графическая, мультимедиа и т.д.), по ограничению доступа или защите информации (персональные данные, сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну), по тематике (законодательные, статистические, образовательные). Нас, конечно, больше всего интересуют образовательные ресурсы. Они, в свою очередь, разделяются на уровни:

    1. создание электронных учебных пособий и практикумов, проведение традиционных лекций и семинаров с использованием презентаций;

    2. использование интерактивных средств обучения: проведение интернет-конференций, интернет-форумов, использование мультимедийных учебно-методических материалов;

    3. создание и использование учебно-методических комплексов нового поколения на базе ресурсов Интернет (ОМС).

    Что такое ОМС? Это открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Их принцип состоит в том, что создан такой ресурс по каждому учебному предмету отдельно. Внутри предмета он разделяется на отдельные темы. В каждой теме три модуля: информационный, практический и контрольный. Каждый модуль - автономный законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Поскольку такой ИОР является открытым (его можно дорабатывать, исходя из целей и задач конкретного урока), решается проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, что и требуют ФГОСы.

    В целях решения проблемы формирования информационно-технологической инфраструктуры системы образования создана «Федеральная система информационного обеспечения развития образования» (ФСИОР) http://fcior.edu.ru/ . ФСИОР обеспечивает размещение и доступ к специально отобранным и рекомендованным экспертами образовательным Интернет-ресурсам для всех уровней образования и образовательных областей. Её структура представлена на рис.1.

    Рис. 1

    В связи с необходимостью систематизации информационных потоков, упрощения поиска необходимых ИОР педагогами и обучающимися, а также решения задач управления учебно-воспитательным процессом, стал очевидным тот факт, что школьный сайт - неотъемлемая часть ИОС учреждения образования. Наша республика отнеслась к этому вопросу чрезвычайно серьезно и ответственно, объединив все сайты учреждений образования на базе республиканской информационной системы «Электронное образование в РТ» https://edu.tatar.ru. Дальше каждое учреждение образования выбирает свой путь развития школьной ИОС. Многие имеют альтернативные сайты школы и даже целые образовательные порталы, которые объединяют в себе множество полезной для конкретного образовательного учреждения информации и ссылки на различные ИОР.

    Создан и успешно функционирует сайт Городского методического центра Управления образования г.Казани http://kazanmc.ru/ и Казанский образовательный портал http://kazanobr.ru, которые призваны объединить систему образования города в единое информационно-образовательное пространство, являющееся частью информационно-образовательного пространства Республики Татарстан и Российской Федерации.

    Таким образом, в требованиях ФГОС ИОР-ам отводится одна из главных ролей в обеспечении образовательного процесса информационно-методической поддержкой. А ИОС должна создавать благоприятную атмосферу, климат, способствующий личностному развитию участников учебно-воспитательного процесса и повышению их информационной культуры.



    Глоссарий

  • ИОС школы – уровень реализации целей образования в конкретном образовательном учреждении со своими условиями, обусловленными объективными факторами региональной среды своего расположения, а также субъективными факторами, характеристиками реальных субъектов образования.

  • Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленная на развитие и саморазвитие личности ученика образовательная программа.

  • Индивидуальная образовательная траектория - сочетание индивидуального образовательного маршрута и способа его реализации.

  • Информационно-образовательный ресурс (ИОР) – информационный ресурс, предназначенный для образования и образовательный ресурс, имеющий информационное выражение.

  • Информационные ресурсы образовательного значения - печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники, источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации.

  • Информационная культура – комплексное понятие: информационное выражение культуры общества и человека; культура социально-информационной среды; культура информационного общества.

  • Информационное пространство ИОС – ее систематизированная логико-информационная модель с идентифицированными компонентами и реализацией логики взаимосвязей (компонентов и их элементов).

  • Мультимедиа - гипертекст, изображение, анимация, аудио, видео, а также различные элементы медиасреды: пресса, телевидение, кино, радио.

  • Образовательная среда - совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.

  • Общеобразовательная ИОС – интегрированный образ школьных и личных ИОС, представляемый как системное объединение своих подсистем (школьных, личных и других локальных ИОС) и как система этих систем – метасистема.

  • Портал – иерархически упорядоченное, структурированное множество сайтов в системах WEB-сайтов.

  • Сайт - поименованная область информации, имеющая уникальный адрес, по которому этот сайт можно найти средствами Интернет и обратиться к нему.

  • Электронно-образовательный ресурс (ЭОР) – ИОР, являющийся специализированным образовательным и специализированным автоматизированным средством.



    Список литературы:

    1. Булгаков М.В. Образовательные интернет-ресурсы / М.В. Булгаков, Е.Г. Гридина, А.Д.Иванников [и др.]; под ред. А.Н. Тихонова [и др.]; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004г. – 287 с.

    2. Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы», Академия АйТи .

    3. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) образования. Каталог. Выпуск 5. – Москва 2008 г.

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010 – 50 с.



      Сертификат:









  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152