Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Развитие педагогического потенциала
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

    Кузнецова Марина Борисовна, методист ИМО Городского методического центра по Кировскому и Московскому районам г. Казани

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования. Учебники и УМК для начальной школы в соответствии с ФГОС нового поколения (из выступления на городском обучающем семинаре учителей начальных классов)

    Неудовлетворённость значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы. Одним из принципиальных отличий школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования.

    Для оценки качества образования необходимо, прежде всего, выявить и согласовать требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам.

    Все варианты образовательных стандартов первого поколения были ориентированы в основном только на задания уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника. Другие процедуры, направленные на аттестацию образовательного учреждения или оценку работы системы образования на муниципальном, региональном или федеральном уровнях, только декларировались.

    Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

    В соответствии с новыми стандартами система оценки должна включать в себя как внешнюю оценку – внешние по отношению к школе службы, так и внутреннюю оценку – сама школа (ученики, педагоги, администрация). Данная система оценивания учебных достижений обучающегося как и любая система диагностирования, должна быть предельна унифицирована для страны в целом, иначе мы не сможем получать сопоставимых результатов. Педагогу остаётся лишь освоить новую идеологию этой системы. А как тут быть с творчеством? Оно – в подборе, в постановке заданий и вопросов, предлагаемых ученикам, в их оригинальности, близости к живому опыту ребёнка. Но критерии и технология оценивания должны быть едины.

    Разрабатываемая под руководством Г.С. Ковалёвой «Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ» отличается определённой новизной. Принципиальной особенностью этой части работы является то, что стандарты второго поколения опираются на системно-деятельностный подход. Приоритетной целью образования является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

    В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно анонимной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

    Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам, полученных новых знаний, их преобразование и применение в ходе практических заданий.

    Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

    Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы.

    Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних анонимных мониторинговых исследований (для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития и т.д.). Оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся проводится по запросу родителей обучающихся, по запросу педагогов или администрации образовательного учреждения только при согласии родителей.

    Если система оценивания предметных и личностных результатов педагогам знакома и понятна, то оценка метапредметных результатов вызывает определённую путаницу. Оценка метапредметных результатов представлена в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Одной из основных особенностей системы оценивания является накопительная система оценки планируемых результатов – портфель достижений. Это коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

    Портфель достижений мы пополняем в течение 4-х лет обучения ребёнка. Становится возможным использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в форме портфолио, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

    Каковы же функции рабочего портфолио ученика:

    - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся;

    - способствует формированию универсальных учебных действий;

    - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся;

    - предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    В портфель достижений учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы:

    1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий.

    Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

    Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

    по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

    по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

    по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии ит.п.;

    по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

    по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

    по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

    2.Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

    3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

    Рабочий Портфолио используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

    Если говорить о различии понятий оценка и отметка то педагоги должны знать точное их определение. Оценка − это словесная характеристика результатов действий. Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. Оцениваться может всё, а вот отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

    С введением стандартов второго поколения большую роль в образовательном процессе играет рефлексия учащихся. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.



    Алгоритм самооценки:

    1 класс: (опорные вопросы)

    1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

    2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

    4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

    Со 2 класса:

    5. Какое умение развивали при выполнении задания?

    6. Каков был уровень задачи (задания)?

    7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

    8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

    Существуют различные формы представления образовательных результатов:

    · табель успеваемости по предметам;

    · тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

    · устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

    · портфолио;

    · результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

    Результатами ученика являются действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). К результатам учителя (образовательного учреждения) можно отнести разницу между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост же этих результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

    К критериям оценивания планируемых результатов относится:

    · соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

    · динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

    Форма представления критериев оценки достижения планируемых результатов может быть различной. Она зависит от того, какой результат оценивается; как проводится итоговая оценка; какой тип заданий используется в итоговой работе; а также от того с какой целью эти критерии используются. Первым шагом обновления системы оценки должна стать обязательность проверки и оценки овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения (базовый уровень знаний).

    К обязательным формам и методам контроля, в ходе текущей аттестации, относятся: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад,

    творческая работа, посещение уроков по программам наблюдения. Итоговая аттестация (четверть, год) включает следующие формы учёта достижений: диагностическая, контрольная работа, диктанты, изложение, контроль техники чтения.

    Надёжность итоговой оценки должна обеспечиваться за счёт профессиональной разработки инструментария, включая экспериментальную проверку отдельных заданий и работы в целом, критериев и шкал оценивания, а также соблюдения всех требований стандартизации оценочных процедур.

    Разработка инструментария для итоговой оценки включает:

    - планирование итоговой работы;

    -разработка заданий;

    -конструирование проверочной работы;

    - разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;

    - подготовка инструкций по проведению работы.

    Итоговая контрольная работа за 4 класс включает несколько разделов. Предлагаемые задания подразделяются на базовый и повышенный уровень сложности. Соответственно оценка осуществляется с учётом сложности задания.

    План работы по итоговой контрольной работе помогает максимально объективно оценить умения, характеризующие достижение планируемого результата. Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развёрнутым ответом.

    Данная система оценки поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает наиболее точно обратную связь, включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, она информативна для управления системой образования.

    С организацией введения ФГОС активизировались авторы различных УМК, методисты издательств. Обилие семинаров зачастую дезориентирует учителей начальной школы при выборе УМК. Многие утверждают, что именно их УМК соответствует всем требованиям нового стандарта, именно в нём отражён системно-деятельностный подход и его цели и задачи направлены на развитие учащихся начальной школы. Всё выше перечисленное в той или иной мере мы можем увидеть в тех или иных учебных пособиях. Поэтому очень важно самому учителю сделать выбор и определиться с учебниками. Педагоги образовательных учреждений могут смело опираться на данные статьи Закона РФ «Об образовании» и определяться в выборе учебников.

    Ст.55 п. 4 Закона РФ «Об образовании» гласит:

    «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утверждённой образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определённых образовательным учреждением» (на 4 года).

    Ст.32 п.23 Закона РФ «Об образовании» гласит:

    «определение списка учебников в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях»



    Список литературы:


    1. Закон РФ «Об образовании»

    2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

    3. Оценка достижений планируемых результатов

    4. Планируемые результаты начального общего образования

    5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152