Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Передовой педагогический опыт
  • Опыт внедрения ФГОС НОО в гимназии №122

    Политковская Лариса Геннадьевна, заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №122» Московского района г. Казани

    «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя от него обновления. Уже сегодня ясно: в новое время со старыми стандартами войти нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Возможно, поэтому учителя начальных классов гимназии без раздумий, как только заговорили о введении новых стандартов, включились в изучение материалов Федерального государственного стандарта второго поколения.

    Администрация гимназии внимательно изучила требования ФГОС, затем провела мониторинг условий с целью выявления готовности учебного заведения к введению ФГОС. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, информационно-методические ресурсы. Анализ мониторинга показал: педагогам, работающим в начальных классах гимназии, «войти» в образование по новым стандартам не сложно.

    Во-первых, педагогический коллектив с 1999 года работают по программе «Школа 2000...» Л.Г.Петерсон, основой, которой является системно - деятельностный метод обучения. Этот способ обучения получил название Технология деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ). ТДМ позволяет на каждом уроке, независимо от изучаемого предмета и изучаемой темы, создать условия, при которых учащиеся выполняют весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), предусмотренных ФГОС. Например, на каждом уроке введения нового знания ученики сами формулируют проблему, ставят цель, строят и реализуют свой собственный проект, выполняют самоконтроль и самооценку собственных действий и т.д. – то есть тренируют весь комплекс умений , определенных ФГОС. Система работы по ТДМ описана в книгах Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапова, М.А. Кубышевойи др.1

    Во-вторых, гимназия в большей мере обеспечена квалифицированными кадрами: из 16 педагогов, работающих в начальной школе 13 учителей высшей квалификационной категории, 3 учителя первой квалификационной категории.

    В–третьих, учителя имеют опыт экспериментальной работы, способны к инновационной деятельности. Гимназия является федеральной экспериментальной площадкой по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа» под научным руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон образцов заданий по формированию, диагностике и контролю личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС на основе авторской образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»). В рамках данного эксперимента учителя начальных классов проводят надпредметных курс «Мир деятельности», который прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий. В рамках проекта реализации направления Федеральной целевой программы развития образования «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» гимназия является базовой площадкой для стажировки педагогических и управленческих кадров.

    В – четвертых, 95% педагогов, работающих на 1 ступени являются активными пользователями информационно-цифровых ресурсов, владеют ИКТ - средствами.

    В – пятых, в гимназии имеются кабинеты, оснащенные мультимедийным оборудованием, малый спортзал, актовый зал, библиотека.

    В – шестых, внеурочная деятельность обучающихся уже несколько лет организуется через систему работы «Школы ученого зайца», что позволило безболезненно организовать внеурочную деятельность согласно ФГОС НОО.

    Для успешного введения новых образовательных стандартов нужны не просто высоко квалифицированные кадры, а кадры прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения ФГОС НОО. Данная работа ведется в гимназии целенаправленно. Все учителя начальных классов прошли базовый, технологический уровни курсовой подготовки в Москве на курсах повышения квалификации АПК и ППРО РФ; шесть учителей прошли методологический уровень подготовки и являются тьюторами по проблеме «Содержание и методика проведения спецкурсов и курсов повышения квалификации базового уровня по дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа2000...»; в начале 2011 - 2012 учебного года все учителя начальной школы одними из первых прошли курсовую подготовку по теме «Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса «Мир деятельности» и технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон («Школа 2000...»)»

    Следующим шагом в работе педагогического коллектива было написание Основной образовательной программы. Для более плодотворной работы были созданы творческие группы, проводились групповые и индивидуальные консультации, собеседование с учителями.

    Первая группа занималась разработкой рабочих программ;

    вторая - Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

    третья - Программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    четвертая - Программой формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Результатом работы стала основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия №122" г. Казани, которая была рекомендована к изданию ГАО ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан».

    Научные руководители: С.В.Фаттахова, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории Стандарта общего образования, И.И. Лушпаева, доцент, к.пс.н. кафедры педагогической психологии ГАО ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

    Авторский коллектив под руководством А.Х. Хисамовой в составе: Е.Ю.Варешкина, С.В.Большекьянц, И.Г.Лукина, Г. Ю. Самигуллина, С. В. Пищева, Г. Ю. Максимова, О. В. Гурьянова, Т.П.Шапиро, Г.И.Осипова, М.А.Демко, Политковская Л.Г., В.Ф.Муслимова, И.М.Лимарева, учителя высшей кв. категории, Березкина С.Н., Г. И. Абдрахманова, Локотунина А.Г., учителя первой квалификационной категории, Ю. Б.Гильманова, М.И.Лысенко, школьные психологи гимназии № 122.

    Одним из важных вопросов встал вопрос о выборе УМК. К тому времени произошло объединение мощных ресурсов - научного потенциала ДСДМ «Школа 2000...», научно-методического потенциала УМК «Перспектива» и организационного потенциала издательства «Просвещение». Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является система деятельностного метода, синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи современных концепций развивающего образования с традиционной школой. Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОСом личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться.

    В рамках реализации программы внеурочной деятельности на ступени начального образования учителя гимназии проводят надпредметный курс «Мир деятельности». Целью курса «Мир деятельности» является создание теоретического фундамента для формирования УУД и умения учиться в целом. Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

    I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.

    II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

    III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.

    IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.

    После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.

    Как же проверить соответствие результатов поставленным целям?

    Новый стандарт требует, чтобы предметом итогового контроля были не только знания по предметам – русскому языку, математике и т.д., но и личностные, и метапредметные результаты образования.

    В ДСДМ «Школа2000...» предложена система комплексного мониторинга:

    1. мониторинг ЗУН на основе ИКТ, что позволяет выявить проблемы каждого ребенка и построить индивидуальную траекторию развития;

    2. мониторинг психического развития;

    3. мониторинг универсальных учебных действий.

    Результаты обучения, которые сегодня измеряются, демонстрируют высокие результаты обучения по дидактической системе Л.Г.Петерсон по самым разным параметрам:

    · ЗУН, причем не только в начальной школе, но и наиболее выражено в отсроченном варианте: в старшей школе и ЕГЭ;

    · психическое развитие, в том числе развитие мотивации и познавательных процессов;

    · развитие творческих способностей.

    В завершение хочется сказать, что есть и проблемы, но они решаемые. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Гарантией успешной реализацией цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

    Библиография

    1. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.

    2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – 80 с.

    3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – 448 с.

    4. Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152