Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Совершенствование инфраструктуры ОУ
  • Создание условий (материально-технических, организационных, кадровых) для реализации ФГОС нового поколения

    Шаяхметова Нелля Шамильевна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г.Казани

    Школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов Авиастроительного района г.Казани была открыта в 2009 году, а с сентября 2010 года в двух первых классах введен федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

    По результатам проведенной в мае прошлого года итоговой комплексной работы в 1а и 1б классах 95,7% (67 человек) справились с работой, из них – 58,6% имеют высший показатель. Внеурочная деятельность выполнена практически в полном объеме: каждый ребенок еженедельно посещал шахматный кружок, занятия ритмикой, кукольный театр «Петрушка», кружки «Смотрю на мир глазами художника», «Азбука ухода за домашними животными», «Народные игры». По всем видам внеурочной деятельности были успешно реализованы проекты. По итогам года каждый ребенок представил свое портфолио в рамках традиционного школьного мероприятия «Звездный час».

    В настоящее время по ФГОС второго поколения обучается 70 человек двух вторых классов и 137 учеников четырех первых классов. Всего же в школе 932 учащихся с 1 по 11 класс (516 из них – начальная школа), 30 классных коллективов, педагогический коллектив – 78 человек, вспомогательный персонал – 41 человек.

    Переход на новый стандарт обучения стал возможен благодаря созданным условиям: в новой школе планомерно конструируется комфортная развивающая образовательная среда, существуют достаточные кадровые, финансовые, материально-технические условия.

    В Стандарте прописано: «Образовательные учреждения самостоятельно за счет бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования». В настоящее время образовательная среда школы в целом соответствует требованиями Стандарта и включает:

    • учебный комплекс - современные учебные кабинеты с лабораториями и экспериментальными зонами, лингафонные кабинеты, конференц-зал с возможностями видеосвязи, планетарий, метеостанция

    • спортивно-оздоровительный комплекс - спортивный, гимнастический, тренажерный залы, бассейн с двумя чашами, спортивная площадка, 2 игровые площадки, медицинский комплекс (кабинет врача, процедурная, стоматологический кабинет, кабинет психолога), современная заготовочная столовая

    • технологический комплекс - слесарные, столярные мастерские, кабинеты кулинарии и рукоделия

    • художественно-эстетический комплекс - актовый зал на 300 мест, артистические гримерные, студия для занятия изобразительной деятельностью

    • ресурсный центр - библиотека с индивидуальными кабинками, интернет-кафе с беспроводным высокоскоростным интернетом, серверная, дистанционная связь, школьное радио, мини-типография.

    Новый Стандарт начального образования предполагает создание в учебных кабинетах возможности получения информации различными способами (поиск в сети интернет), создания и использования информации (запись и обработка изображений и звука), проведения экспериментов, создания материальных объектов, исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений.

    В этих целях кабинеты начальных классов в нашей школе оснащены компьютерами, принтерами, сканерами, ксероксами, проекторами и интерактивными досками, пультовой системой голосования, магнитофонами, телевизорами и DVD. При планировании закупок интерактивного оборудования приоритет отдавался именно начальным классам. Им же был передан имеющийся в школе мобильный компьютерный класс. В интернет можно выйти как через локальную сеть, так и через Wi-Fi.

    Учитывая, что выпускники начальной школы должны овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе как компонентах единого мира, мы приобрели опытно-экспериментального оборудование, которое будет размещено в экспериментальной зоне начальных классов. В классах имеются также наглядные модели, коллекции математических и естественнонаучных объектов и явлений, оборудование для наблюдений (микроскопы) и измерений (цифровых и традиционных).

    У каждого ученика кроме обычных школьных принадлежностей есть еще и «супер-чемоданчик» - все для уроков труда, изобразительного искусства, окружающего мира. Такой комплект в фирменном школьном портфеле (с эмблемой, фартучком, нарукавниками), бордовом – для девочек и синем – для мальчиков, был разработан с учетом требований к предметным результатам обучения. Теперь все дети одинаково хорошо подготовлены к каждому уроку труда, изобразительного искусства или окружающего мира, к внеурочной деятельности.

    И, все-таки, главное – кадры. Хорошего учителя в школе ничем не заменишь: ни самыми современными технологиями, ни самым современным оборудованием. Это понимают и родители: 74% родителей, отвечая на вопрос «Чем им нравится наша школа?», на первое место поставили учителей, и лишь на четвертое место – комфортные условия обучения и воспитания. Известно, что снижение количества детей в классе с 23 до 15 увеличивает уровень успеваемости среднего ученика на 8%, а назначение в класс более квалифицированного учителя увеличивает успеваемость на 49%!

    Поэтому в нашей школе стремление педагога к самосовершенствованию, к самореализации, к непрерывному образованию всеми способами поддерживается. Все 6 учителей, работающих сегодня в 1-2 классах, прошли обучение по ФГОС. 11 учителей начальной школы обучались системно-деятельностному методу, положенному в основу ФГОС (в рамках обучения в Центре системно-деятельностной педагогики Л.Г.Петерсон и в АППКРО, г.Москва). Очень своевременным и эффективным было обучение семи учителей начальной школы в августе 2011 года сингапурским технологиям: «Обучение в сотрудничестве», «Развитие критического мышления», «Проблемно-ориентированное обучение». Эти технологии, на наш взгляд, помогут учителям реализовать требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

    В Стандарте под требованиями к кадровым условиям подразумевается укомплектованность педагогическими, руководящими и иными кадрами, уровень квалификации работников, непрерывность профессионального развития педагогов. Начальная школа полностью укомплектована квалифицированными кадрами. Из 15 учителей начальной школы один имеет высшую квалификационную категорию, 8 – первую, 4 – вторую. 12 учителей имеют высшее образование, 3 – среднее специальное образование и продолжают заочное обучение в ВУЗах.

    Подготовка нормативных документов – следующий шаг в успешной реализации введения ФГОС. В августе 2011 года мы начали разработку образовательной программы нашей начальной школы исходя из того, что это внутренний образовательный стандарт, обязательства, которые мы берем на себя. Для кого и для чего нужна образовательная программа школы?

    Во-первых, для родителей. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.

    Во-вторых, для педагогического коллектива образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность учебного заведения и его взаимодействие с другими образовательными учреждениями, определить взаимодополняемость образовательных услуг.

    В-третьих, для муниципальных и государственных органов управления образовательная программа является основанием для определения качества реализации федеральных стандартов конкретным учреждением.

    Как шла разработка Программы? Прежде всего, не стали изобретать велосипед. За основу взяли Примерную основную образовательную программу начального общего образования, сохранив не только структуру, но, на первое время, и содержание многих разделов. Мы оставили без изменения раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», так как в этом вопросе не может быть разночтений: требования к результатам определены государством, это именно то, что мы должны обеспечить.

    Внесли небольшие уточнения в федеральные Программу формирования универсальных учебных действий, Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    Разрабатывая «Систему оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», мы также учитывали предложения примерной Программы. Программу коррекционной работы мы не включили в образовательную программу, так как пока мы не занимаемся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья.

    А вот учебный план – на 20% формируется школой на основе базисного учебного плана: со второго класса по 1 часу в неделю (на увеличение часов по предметам обязательной части либо на введение других учебных курсов, обеспечивающих интересы обучающихся) и по 10 часов внеурочной деятельности. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности, которые мы рассматриваем как ориентир при построении этой части учебного плана, а разработку формы внеурочной деятельности основывали на видах деятельности. Так через досугово-развлекательную деятельность реализуется общекультурное и общественно-полезное направление (например, подготовка и проведение благотворительных концертов). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов деятельности.

    В прошлом году каждый ученик посещал все кружки в рамках внеурочной деятельности – 10 часов в неделю. В этом учебном году учащиеся вместе с родителями выбирают те, которые наиболее востребованы для данного ребенка в данный момент, но не менее двух кружков (разных направлений) из восьми предлагаемых:

    • Тропинки здоровья

    • Народные игры

    • Хореография

    • Правила этикета

    • Смотрю на мир глазами художника

    • Техническое моделирование

    • Развитие творческого мышления

    • Крупицы (фольклор)

    Главное условие – чтобы ребенок за год обучения в объединении добился каких-то конкретных результатов, выполнил практическую работу, защитил проект. Кроме всего этого, каждый ребенок в школе один раз в неделю бесплатно посещает бассейн.

    В ранее действующих стандартах детально прописывалось содержание (темы, служившие основой для разработки УМК). В новом стандарте прописано не содержание, а требования к результатам. На основе этих результатов были разработаны Примерные программы начального образования. Они - для разработчиков авторских программ и учебников, которые сейчас активно адаптируют свои УМК под новый стандарт. А для школы выбор Программы – это, по существу, выбор авторского курса. Естественно, учебники выбираются из действующего федерального перечня. В нашей школе мы работаем по УМК «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Виноградовой, который мы сочетаем с математикой Петерсон Л.Г., «Школа 2000». На основе авторских программ учителя разрабатывают рабочие программы.

    Важно не только проверить готовность своего учреждения к введению ФГОС по существующим критериям, но и постоянно держать под контролем материально-техническое оснащение, кадровое обеспечение, соответствие локальных актов, планов методической работы требованиям ФГОС.



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152