Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Развитие педагогического потенциала
  • Федеральные образовательные стандарты и единый государственный экзамен

    Саркисова Ирина Ивановна, учитель химии МБОУ СОШ № 89 Ново – Савиновского района г. Казани, методист Городского методического центра Управления образования г. Казани

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным.

    Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя. В тоже время, многие исследователи и практики рассматривают процесс подготовки учащихся к ЕГЭ как «натаскивание» учащихся на усвоение большого объема теоретической информации (формул, фактов, дат и т.д.). Становится очевидным, что для реализации требований ФГОС учителям необходимо применять инновационные средства обучения, использовать современные образовательные технологии.

    Несмотря на то, что ФГОС нового поколения основного общего образования еще только готовится к внедрению, в образовательных стандартах уже запутываются и учителя, и родители. А теперь к ним примкнули и разработчики контрольно - измерительных материалов для ЕГЭ. В соответствии с порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена КИМ представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. К заданиям стандартизированной формы относятся задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

    Формат и содержание единого государственного экзамена после принятия нового образовательного стандарта для старших классов, кардинально меняющего подход к обучению старшеклассников, должен быть изменен. Об этом говорит и один из разработчиков образовательного стандарта Александр Кондаков. "Поскольку мы говорим о новых требованиях к результатам стандарта, то, естественно, формат проведения и содержание ЕГЭ должны быть изменены, но это произойдет после того, как стандарт будет утвержден", - сказал Кондаков. Он также добавил, что на сегодняшний день ЕГЭ отвечает целям и задачам, которые определены стандартом 2004 года.

    Очевидно, что в процессе внедрения новых ФГОС возникает необходимость разрабатывать в соответствии с ними и задания для единого государственного экзамена. Как выяснилось, имея перед собой нынешние варианты стандартов, сделать это практически невозможно. Почему? Объясняют сами разработчики [1]. По мнению Марии Вербицкой, председателя федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по иностранным языкам, на данный момент ни тот, ни другой вариант стандартов не дает возможности разрабатывать стандартизированные задания по одной простой причине: в стандартах не сформулированы предметные содержания тех дисциплин, которые изучаются в школе. С этим мнением согласна и Ирина Цыбулько, председатель федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по русскому языку, которая отмечает, что «проекты стандартов практически ничего не предлагают проверять, так как в них нет содержания».

    И действительно, анализируя текст ФГОС можно заметить следующее. Несомненно, важно понимать важность формирования общеучебных, метапредметных умений и личностных характеристик, морально-этических качеств, однако, это не измеряемые величины. А задача ЕГЭ - измерить то, что ожидается как результат обучения родителями, обществом, самим обучаемым. К сожалению, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования приведены в достаточно обобщенном виде.

    Рассмотрим предметные результаты, которые содержат ФГОС основного общего образования на примере предметной области «Химия».

    Согласно ФГОС нового поколения целями изучения химии в основной школе являются:

    1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

    2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять факты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

    3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

    А теперь попробуем сопоставить содержание новых ФГОС основного общего образования в предметной области «Химия», требования к уровню подготовки выпускников стандарта 2004 года и содержание КИМ единого государственного экзамена.

    На наш взгляд, на сегодняшний момент ключевая проблема состоит в следующем. В соответствии с Законом об образовании ЕГЭ проверяет уровень освоения Федерального государственного стандарта. Расположим рядом задания ЕГЭ по химии (демоверсия ЕГЭ 2012) и стандарты 2004 года. Сопоставляя эти два документа, можно увидеть достаточно четкое и закономерное совпадение: в стандарте прописано знание важнейших химических понятий, в части 1 КИМ ЕГЭ присутствуют 4 задания на знание понятий; в стандарте прописано умение характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева, в КИМ ЕГЭ – 12 заданий по данной теме, в том числе одно – в части С. Также в КИМ ЕГЭ приведено 6 заданий на умение планировать и проводить эксперименты с учетом приобретенных знаний о правилах безопасного обращения с веществами и материалами, что имеет свое отражение в требованиях к уровню подготовки выпускников стандарта 2004 года. Таким образом, можно проследить четкое соответствие содержания КИМ ЕГЭ общим целям обучения химии в средней школе. Это соответствие обеспечивается тем, что в предлагаемых заданиях проверяется наряду с усвоением элементов содержания, овладение определенными способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников.

    Анализируя же предметные результаты по химии в новых стандартах, можно заметить, что никакой конкретики нет. С одной стороны, в основном требования приводятся в очень обобщенном виде, а с другой – некоторые требования расписаны слишком подробно. На наш взгляд, такое изложение материала, выглядит не совсем логичным. Так, например, предъявляются требования к умению структурировать химическую информацию, полученную из других источников, и в тоже время – умение моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов (в рамках положений теории Э. Резерфорда). Мы считаем, что стандарт должен быть последовательным. Учитывая тот вид, в котором он представлен сегодня, проверить уровень освоения предметных знаний с помощью ЕГЭ будет достаточно сложно. Не говоря уже о том, что нынешние КИМ практически не предполагают измерение личностных и метапредметных результатов.

    Очевидно, что для соблюдения требований ФГОС нового поколения в условиях ЕГЭ, необходимо корректировать содержание КИМ. На наш взгляд, эти изменения должны включать следующие позиции:

    - увеличение числа заданий, рассчитанных на выпускников с кинестетической модальностью, и по возможности продумывание заданий, рассчитанных на аудиалов;

    - сокращение доли репродуктивных заданий, опирающихся только на память и не предусматривающих других мыслительных операций;

    - разработка заданий, которые в большей степени будут отражать сформированность личностных, регулятивных, знаково – символических и коммуникативных универсальных учебных действий;

    - введение практической части в экзамены, так как предметные требования включают умения по проведению, описанию, прогнозированию самостоятельно проведенных экспериментов.

    Таким образом, для обеспечения перехода на образовательные стандарты нового поколения необходимо привести в соответствие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и систему независимой оценки качества знаний.


    Список литературы:

    1. Агранович М.. Двойные стандарты. Разработчикам материалов для ЕГЭ не нравятся проекты ФГОС. – Российская газета, № 5466

    3. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152