Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным.
Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя. В тоже время, многие исследователи и практики рассматривают процесс подготовки учащихся к ЕГЭ как «натаскивание» учащихся на усвоение большого объема теоретической информации (формул, фактов, дат и т.д.). Становится очевидным, что для реализации требований ФГОС учителям необходимо применять инновационные средства обучения, использовать современные образовательные технологии.
Несмотря на то, что ФГОС нового поколения основного общего образования еще только готовится к внедрению, в образовательных стандартах уже запутываются и учителя, и родители. А теперь к ним примкнули и разработчики контрольно - измерительных материалов для ЕГЭ. В соответствии с порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена КИМ представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. К заданиям стандартизированной формы относятся задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
Формат и содержание единого государственного экзамена после принятия нового образовательного стандарта для старших классов, кардинально меняющего подход к обучению старшеклассников, должен быть изменен. Об этом говорит и один из разработчиков образовательного стандарта Александр Кондаков. "Поскольку мы говорим о новых требованиях к результатам стандарта, то, естественно, формат проведения и содержание ЕГЭ должны быть изменены, но это произойдет после того, как стандарт будет утвержден", - сказал Кондаков. Он также добавил, что на сегодняшний день ЕГЭ отвечает целям и задачам, которые определены стандартом 2004 года.
Очевидно, что в процессе внедрения новых ФГОС возникает необходимость разрабатывать в соответствии с ними и задания для единого государственного экзамена. Как выяснилось, имея перед собой нынешние варианты стандартов, сделать это практически невозможно. Почему? Объясняют сами разработчики [1]. По мнению Марии Вербицкой, председателя федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по иностранным языкам, на данный момент ни тот, ни другой вариант стандартов не дает возможности разрабатывать стандартизированные задания по одной простой причине: в стандартах не сформулированы предметные содержания тех дисциплин, которые изучаются в школе. С этим мнением согласна и Ирина Цыбулько, председатель федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по русскому языку, которая отмечает, что «проекты стандартов практически ничего не предлагают проверять, так как в них нет содержания».
И действительно, анализируя текст ФГОС можно заметить следующее. Несомненно, важно понимать важность формирования общеучебных, метапредметных умений и личностных характеристик, морально-этических качеств, однако, это не измеряемые величины. А задача ЕГЭ - измерить то, что ожидается как результат обучения родителями, обществом, самим обучаемым. К сожалению, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования приведены в достаточно обобщенном виде.
Рассмотрим предметные результаты, которые содержат ФГОС основного общего образования на примере предметной области «Химия».
Согласно ФГОС нового поколения целями изучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять факты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
А теперь попробуем сопоставить содержание новых ФГОС основного общего образования в предметной области «Химия», требования к уровню подготовки выпускников стандарта 2004 года и содержание КИМ единого государственного экзамена.
На наш взгляд, на сегодняшний момент ключевая проблема состоит в следующем. В соответствии с Законом об образовании ЕГЭ проверяет уровень освоения Федерального государственного стандарта. Расположим рядом задания ЕГЭ по химии (демоверсия ЕГЭ 2012) и стандарты 2004 года. Сопоставляя эти два документа, можно увидеть достаточно четкое и закономерное совпадение: в стандарте прописано знание важнейших химических понятий, в части 1 КИМ ЕГЭ присутствуют 4 задания на знание понятий; в стандарте прописано умение характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева, в КИМ ЕГЭ – 12 заданий по данной теме, в том числе одно – в части С. Также в КИМ ЕГЭ приведено 6 заданий на умение планировать и проводить эксперименты с учетом приобретенных знаний о правилах безопасного обращения с веществами и материалами, что имеет свое отражение в требованиях к уровню подготовки выпускников стандарта 2004 года. Таким образом, можно проследить четкое соответствие содержания КИМ ЕГЭ общим целям обучения химии в средней школе. Это соответствие обеспечивается тем, что в предлагаемых заданиях проверяется наряду с усвоением элементов содержания, овладение определенными способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников.
Анализируя же предметные результаты по химии в новых стандартах, можно заметить, что никакой конкретики нет. С одной стороны, в основном требования приводятся в очень обобщенном виде, а с другой – некоторые требования расписаны слишком подробно. На наш взгляд, такое изложение материала, выглядит не совсем логичным. Так, например, предъявляются требования к умению структурировать химическую информацию, полученную из других источников, и в тоже время – умение моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов (в рамках положений теории Э. Резерфорда). Мы считаем, что стандарт должен быть последовательным. Учитывая тот вид, в котором он представлен сегодня, проверить уровень освоения предметных знаний с помощью ЕГЭ будет достаточно сложно. Не говоря уже о том, что нынешние КИМ практически не предполагают измерение личностных и метапредметных результатов.
Очевидно, что для соблюдения требований ФГОС нового поколения в условиях ЕГЭ, необходимо корректировать содержание КИМ. На наш взгляд, эти изменения должны включать следующие позиции:
- увеличение числа заданий, рассчитанных на выпускников с кинестетической модальностью, и по возможности продумывание заданий, рассчитанных на аудиалов;
- сокращение доли репродуктивных заданий, опирающихся только на память и не предусматривающих других мыслительных операций;
- разработка заданий, которые в большей степени будут отражать сформированность личностных, регулятивных, знаково – символических и коммуникативных универсальных учебных действий;
- введение практической части в экзамены, так как предметные требования включают умения по проведению, описанию, прогнозированию самостоятельно проведенных экспериментов.
Таким образом, для обеспечения перехода на образовательные стандарты нового поколения необходимо привести в соответствие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и систему независимой оценки качества знаний.
Список литературы:
1. Агранович М.. Двойные стандарты. Разработчикам материалов для ЕГЭ не нравятся проекты ФГОС. – Российская газета, № 5466
3. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования.