Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Воспитание: на уроках и после
  • Растим патриотов: ориентация на воспитанника и результат

    Политова Валерия Вячеславовна – к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики КФ(П)У, научный консультант ЦДТ Вахитовского района
    Петрова Екатерина Леонидовна – зам. директора по УВР ЦДТ Вахитовского района

    Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая системы образования в России, как единый целенаправленный процесс объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Это непрерывная многоуровневая система образования, которая позволяет развивать инновационную модель УДО, основанную на обновлении содержания, организационных форм, методов технологий дополнительного образования. В связи с этим, в Центре детского творчества разработана и активно реализуется инновационная программа, цель которой развитие, воспитание, формирование личности гражданина – патриота России через дополнительное образование в интересах ребенка, родителей и общества. Исходя из цели, конкретизируются задачи программы:

    · содействовать реализации Концепции охраны здоровья детей в РФ; совершенствовать процесс гражданского – патриотического воспитания с помощью национальных традиций;

    · формировать творчески мыслящую, способную к саморазвитию личность воспитанника;

    · активно использовать возможности партнерства с другими социальными институтами и образовательными учреждениями в формировании социально активной позиции гражданина через приоритеты современных духовных, правовых и общечеловеческих ценностей;

    · развивать коммуникативное пространство и социальные компетенции воспитанников ЦДТ и школьников района;

    · поддерживать теоретическую практическую готовность педагогов к инновационной деятельности в дополнительном образовании.

    Поставленные задачи мы решаем с помощью следующих подпрограмм: «Татар монлы» (декоративно – прикладной отдел); воспитание через любовь, обучение через сотрудничество, развитие через творчество (художественный отдел, отдел по работе с детьми инвалидами); «Классный праздник» (организационно – массовый отдел); «Поколение+» (отдел по работе со старшеклассниками); «Навстречу Универсиаде» (спортивный отдел); «Креативные составляющее педагога дополнительного образования» (Петрова Е.Л.); «Дебют в науке» (Политова В.В.).

    Отсюда, модель воспитанника Центра детского творчества



    Особое внимание уделено интегрированной подпрограмме «Татар монлы», которая по своему содержанию отличается от базовых программ широтой и глубиной предлагаемой подготовки и способствует созданию условий для обеспечения личностно – ориентированного образования. Она включает специальные темы в планы педагогов дополнительного образования, введение модулей в программы, создание авторских программ, разработку комплексных курсов «Искусство родного края», «Природа родного края», «Народное творчество», «Фотокраеведение», «Фольклор народов Поволжья», «Национальная борьба», «Народные танцы»; активно – игровые программы: «Казанские каникулы», «Волшебное слово Тукая», «Мы принимаем Универсиаду - 2013», «В семье единой», «Народы Поволжья»; объединения на базе учреждений образования: татарской гимназии 1, гимназии № 27, школы № 80 - «Татарский драматический театр», «Художественное слово», «Хореография», праздники – «Сабантуй», «Навруз Байрам», «Праздник гуся», викторины «Народные традиции и обычаи», конкурсы театральных коллективов «Татар кызы», «Татар егете» и др.

    Активно используется в подпрограмме такая форма, как конкурс проектов позволяющий, развивать духовно – нравственные основы личности одаренного ребенка, его индивидуальные особенности, его творчество. Выявление талантливых воспитанников, их способностей, склонностей, профессиональных интересов, вооружение их ремесленными навыками, позволяют формировать основы менталитета, что оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств воспитанников, в том числе и интеллектуально одаренных.

    Количество программ с НРК по отношению к другим программам Центра детского творчества постоянно увеличивается.



    Например, объединение «Фотокраеведение». Педагоги Тарвердян А.Х. и Агапитов В.В. формируют у воспитанников эмоционально-ценностные ориентиры через осмысление культуры Республики и народов Поволжья в контексте национальной, российской, европейской и мировых культур с помощью фотографии и уделяют большое внимание паспортизации памятников и архитектурных ансамблей.

    Ассоциация «Вахитовец» совместно с представителями ДОО района организует и проводит историко-краеведческую экспедицию «Тайны родного края», в которой в 2010г. участвовало 47 человек, лучшими были признаны: школа.№18 ДОО «ШРС», школа .№51 ДОО «Содружество», гимназии №3 и № 96, ДОО «Поиск», школа №13.

    Педагоги объединения «Краеведение» - Ахмадеева З.А. и Закирова Н.Ф. реализуют региональный компонент в изучении истории родного края: это рефераты, творческие выступления на конференциях, организация и участие в развивающих играх – «Путешествие по городу», «История улиц», конкурсы детских рисунков: «Моя улица», знакомство с природой, экскурсии по городу- «Казанский Кремль», «Самое знаменитое здание в моем городе», составление презентаций – «В семье единой», «Моя семья», «Памятные места нашей Республики», «Город, в котором мы живем»; викторина «Кто лучше знает свой город», «Знаменитые люди Республики», проект «Мой город самый лучший» и т.д.



    Подпрограмма «Татар монлы» используется и в проектах воспитанников ведущих поисковую, исследовательскую, экспериментальную деятельность и принимающих участие в в научно-пратических конференциях в рамках программы «Одаренные дети»: научно-практические конференции им.Г.Ибрагимова, им. Ш.Марджани; фестивале детских театральных коллективов им.М.Салимжанова, «Казан йорт», конкурсах «Татар кызы», «Татар егете», «Волшебное слово Г.Тукая», а также, в конкурсах социальных проектов «Я- гражданин России», « Я говорю по-татарски».



    В основу подпрограммы «Татар монлы» заложена целенаправленная работа по развитию продуктивного билингвизма через изучение татарских и русских традиций, а также культуры народов Поволжья. Педагоги используют в отдельных темах занятий особенности культуры, традиций, праздничных обрядов, ремесел народов России. Это темы: «Народные узоры», «Национальный орнамент» (объединение «Аппликация» – пдо Абдулвалиева Т.Ш), глава «Современная татарская одежда» в разделе программы «Конструирование одежды» (объединение «Кройка и шитье» - пдо Чулкина В.П.), темы по изучению народного фольклора республик Поволжья, как уникального средства формирования культуры межнационального общения (объединение «Хореография» (пдо Новикова Н.А.). В программах педагогов: Насыровой Е.Г, Черемисовой М.В., Федоровой Т.Н., Васильевой В.В. разработаны темы: «В семье единой», «Сабантуй», «Татарский орнамент в аппликации», «Родные напевы», «Казанский сувенир», у педагогов -Бикмухаметовой Н.К., Шигаповой Г.Р., Паутовой Э.Э (отдел реабилитации) такими темами являются «Национальная кукла», «Национальный орнамент народов Поволжья», «Национальная вышивка» и др.



    У воспитанников, занимающихся по образовательным программам с модулями «Татар монлы» присутствует более глубокая мотивация к изучению выбранной деятельности, что способствует познанию и творчеству детей в других жизненных сферах и социальному развитию.

    Работа продолжается и приоритетным мы считаем:

    · Принцип согласования программ и тем в тематическом планировании по национально – региональному компоненту педагогов ЦДТ;

    · Разработка дополнительных программ регионального содержания и реализации их в рамках общего образования во всех отделах ЦДТ «Татар монлы»,

    · Инновационная деятельность, через создание авторских программ, разработок авторских педагогических технологий, подготовку учебно- методических материалов и комплексов: «Моя малая Родина», «Тайны родного края», «У нас одна планета»;

    · Наличие заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров, владеющих содержанием разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;

    · Экскурсионное обслуживание по РТ в соответствии с рабочими программами;

    · Реализация концепции региональной направленности на основе конструктивного взаимодействия школ района и ЦДТ.через публикацию учебно-методических и обобщающих материалов, внедрение в учебный процесс электронных образовательных технологий;

    · Контроль за выполнением программы и представление результатов на педагогических советах, заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях.

    Целостный опыт использования инновационного потенциала Центра детского творчества в аспекте национального проекта «Образования», национальной образовательной иннициативы «Наша новая школа» раскрыт в материалах Международной практической конференции «Качество услуг социальной работы» Казань, 2011, Всероссийской научно – практичекой конференции «Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образоавния» Казань, 2010 и Городского педагогического Форума «Духовно – нравственное становление подрастающего поколения в условиях инновационного развития общества», Казань, 2011.




      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152