«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»
Л. Н. Толстой
С 2004 года в МАДОУ №356 Кировского района г. Казани работают разновозрастные группы, использующие в своей деятельности элементы вальдорофской педагогики. Важным аспектом в работе «вальдорфского детского сада» является взаимодействие с семьей. Вальдорфская педагогика исходит из понимания необходимости тесной связи общественного и семейного воспитания. Это диктуется уверенностью в том, что семья оказывает самое большое влияние на своих детей и является их первым педагогом.
Важно осознание родителями и педагогами единых целей, принципов и методов воспитания. Ребенок нуждается в одинаковом педагогическом подходе и в детском саду, и дома. Чтобы воспитание было успешным, воспитатели и родители не должны «тянуть» ребенка в разные стороны. Они должны рука об руку сопровождать ребенка в его развитии.
Родители и педагоги являют собой одно целое, объединенное интересами детей. Родители являются союзниками и единомышленниками педагогов в процессе воспитания.
Педагогами нашего ДОУ разработана целая система взаимодействия с родителями. Начинается она со знакомства в адаптационной группе. Затем, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, она расширяется и углубляется через различные формы сотрудничества. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садом не теряется, а продолжает существовать.
Формы работы с родителями в вальдорфской группе можно представить схемой «Круга доверия»:
Связь детского сада с семьей формируется постепенно, во время встреч на родительских собраниях, клубах, консультациях, в совместных праздниках, походах, в ежедневном взаимодействии.
Рассмотрим подробнее каждый элемент сотрудничества детского сада с семьей.
1. Адаптационная группа. В детском саду существует адаптационная группа. С нее начинаются первые шаги на пути к сотрудничеству. Коллектив педагогов решает, благодаря ей, следующие задачи:
- углубляет знания родителей об особенностях развития ребенка в первые годы жизни,
- знакомит с вальдорфской системой воспитания,
-предоставляет возможность привести ребенка в новое игровое пространство,
- знакомит с воспитателями,
- устанавливает связь с родителями детей-сверстников,
- обучает видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми,
- помогает ощутить личную причастность к группе,
- осуществляет набор детей.
2. Постепенное вхождение ребенка в группу призвано обеспечить ребенку наибольший психологический комфорт. Постепенное вхождение – это значит, что вместе с ребенком в группу приходит родной человек и проводит здесь первую половину дня в течение 2-2,5 недель в зависимости от психологического состояния малыша. Ребенок играет, а мама (папа, бабушка и др.) шьет, вяжет игрушки для детского сада. Так малыш чувствует себя спокойно, уверенно, узнает детей и воспитателей. Мама также знакомится с группой, ее правилами, педагогическим подходом. Затем мама уходит сначала на несколько минут, потом ее отсутствие увеличивается, но она всегда предупреждает ребенка об этом заранее.
Следующий этап – ребенок остается на тихий час, как правило, к этому времени у малыша уже накоплен положительный опыт садика и, глядя на других детей, спать он отправляется спокойно. При этом у нас есть обязательное условие для родителей – просыпаясь, ребенок должен увидеть кого-то из родных. Это период также длится, как правило, в течение 2 недель.
Третий этап постепенного привыкания к группе – ребенок спокойно засыпает, просыпается, за ним приходят родители немного раньше, чем за старшими детьми.
Весь первый год пребывания в детском саду мы рекомендуем родителям давать ребенку 1 день в неделю отдохнуть дома, пережить впечатления, накопленные в детском саду. Наш опыт проведения постепенного вхождения ребенка в группу оправдывает себя и возвращается ребенку здоровьем и душевным комфортом, а родителям - спокойствием и доверием к детскому саду.
3. Как и везде, в наших группах проходят родительские собрания на темы «Цели и задачи воспитания в свете вальдорофской педагогики», «Значения ритма для ребенка 1-ом семилетии» и др. Они включают не только рассказ воспитателей о группе и отношениях детей, но и тематические беседы (например: «Детская агрессивность», «Игрушки детей», «Что такое праздник для ребенка», «Телевидение. Какое его влияние на ребенка»), планирование совместной работы, праздников, социальные игры для взрослых, чаепития. Собрания готовятся таким образом, чтобы родителям детей разного возраста было интересно и полезно присутствовать на них. Педагоги никогда не дают оценок личности и поведения детей, с результатами диагностики родители знакомятся индивидуально. Позиция воспитания без оценок, как положительных, так и отрицательных – одна из принципиальных в вальдорфской образовательной системе. По мнению Е.О. Смирновой («Дошкольник в современном мире: книга для родителей» с. 234), «Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и, в конечном счете, провоцирует сравнение себя с другим. Отсюда – желание ребенка «угодить взрослому, самоутвердиться, отнюдь не способствующее развитию чувства общности со сверстником». Поэтому очень важно на родительском собрании формировать у родителей такой же подход к воспитанию детей. Благодаря стремлению воспитателей и родителей к отсутствию оценок, в детско-взрослом коллективе группы постепенно складываются доброжелательные, теплые, отношения, дети учатся отзывчивости, способности уступить и помочь другим, а между родителями нередко возникают дружба и искренний интерес к общению.
4. Для индивидуальной работы с родителями существуют родительские консультации «Адаптация ребенка», «Готовность ребенка к школе», «Учимся наблюдать». Целью такой работы является обсуждение того, как ребенок продвигается в своем развитии, чем озабочены в настоящее время педагоги и мама с папой. На такие консультации мы стараемся приглашать всю семью, что благотворно сказывается на формировании единого педагогического подхода. Консультации проводятся на основе наблюдения за ребенком воспитателями группы, учитывается мнение психолога, логопеда. Важно помочь родителям увидеть качественное развитие дошкольника относительно самого себя, а не сравнивать его со сверстниками. Мы можем узнать, какой ребенок, как он взаимодействует с членами семьи, посещая детей на дому. Разговор строится на основе взаимного уважения, позитивности и конфиденциальности.
5. Для творческого общения существует такая форма работы как родительский клуб. Эти встречи позволяют родителям почувствовать настроение детей перед праздником, узнать об его истории, традициях, символах. Родители и воспитатели поют песни, готовят подарки к праздникам, осваивают основы народного ремесла (живопись, валяние из шерсти, пошив кукол, лепка воском, лепка свистулек из глины, картины из шерсти, валяние мячей из шерсти, изготовление витражей, узелковых кукол и зверюшек, ангелов из мокрой шерсти) шьют костюмы, пекут, занимаются постановкой спектаклей для детей. Осенью все вместе: родители, дети и педагоги, ходим в поход. В лесу дети собирают букеты, шишки, хвою, мох, коряги. Проводятся испытания мужества, где ребята преодолевают глубокий овраг, перебираются по бревну через ручеек, находят пещеру дракона, сражаются с ним и побеждают. Благодаря неформальному общению, взрослые лучше узнают друг друга, появляется еще одна возможность поговорить о детях, об их жизни в группе и дома, родители могут поинтересоваться, как педагоги интерпретируют ту или иную ситуацию, задать вопросы. Темы родительских клубов обсуждаются на собраниях. Во время таких встреч родители и воспитатели получают возможность раскрыть свой творческий потенциал. Совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей. Поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой - лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
6. Праздники – сердце вальдорфской педагогики, одна из важнейших форм работы с родителями. Ежегодно проводятся традиционные праздники.
Переживанию прошедшего лета, воспоминаниям о ласковом солнце, теплом дожде, вкусным плодам мы посвящаем сентябрь и заканчиваем его праздником Урожая.
Праздник Михаила для детей - это переживание образа смелого рыцаря, побеждающего дракона.
Праздник Фонариков проводится в темное время года, в ноябре, когда совсем мало светит солнце, чаще льет дождь, не слышно птиц, становится грустно. Этим праздником мы хотим зажечь маленький огонек в душе, в семье, в доме, маленькое солнышко внутри нас.
Переживание настроения тьмы и света, радости добра создаем мы в дни Рождественского праздника, и дети это чувствуют. Они также наполняются этим переживанием. Кругом темно, холодно, мрачно, земля голая, опустелая, а внутри нас, внутри каждого горит внутренний свет, духовный свет.
Масленица - это фольклорный праздник, он весь наполнен народными песнями и обычаями. Его мы празднуем, в соответствии с традициями, всю неделю. С детьми мы делаем поделки для ярмарки. Родители шьют детям русские народные костюмы.
Праздники готовят не только педагоги с детьми, активно участвуют и родители: они разыгрывают для детей спектакли, на родительских клубах готовят подарки. Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к постановке спектаклей, совместному пению, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой - лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
7. Кроме того, совместно мы празднуем и День рождения ребенка. Мамы вышивают звезду на специальном плаще именинника, готовят интересный рассказ о том, каким был их малыш в младенчестве, вспоминают забавные истории, которые с ним приключались, показывают семейные фотографии. Для родителей это очень важное переживание любимейшего детского праздника, они видят, как ребят интересует все, что связано с их малышом, получают впечатления от трогательного, непосредственного общения с друзьями своего ребенка.
8. Интерес родителей к детскому саду поддерживается и предоставлением возможности поучаствовать в работе с детьми. На родительских собраниях определяется та помощь, которую разные семьи могут оказать. Каждая семья готовит номер к праздникам совместно с детьми. Родители помогают воспитателям в организации походов в лес. Всю организацию, костер, катание на плотах, приготовление пищи родители берут на себя, помощь во всем. Могут во время свободной игры прийти в группу и показать детям, как печется печенье или шьется кукла для спектакля. У нас есть хороший опыт участия в работе с детьми не только родителей, но и старших братьев и сестер, которые раньше посещали наши группы, а теперь готовы прийти и позаниматься с малышами.
9. Участие родителей в семинарах «Воспитание детей 1-го семилетия», «Правильное питание» по детской психологии и педагогике с «лечебным педагогом» Е.Н.Шляхтер из г.Санкт-Петербурга, а также встречи с учителем вальдорофской школы №85, повышают родительскую компетенцию и создать еще одно пространство для сотрудничества. Опыт совместного обучения сближает педагогов и родителей, ведь нас объединяет общая забота о детстве.
10. Благодаря тесному взаимодействию на творческом уровне, возникает чувство большой семьи, сплоченной совместными традициями, вместе проживающей радостные моменты детства. А между родителями и воспитателями крепнут дружеские отношения, поистине открываются сердца навстречу друг другу. Неудивительно, что связи с семьями не прерываются на долгие годы, а нередко вспыхивают с новой силой. Родители приводят в группу младших детей.
Особенный праздник – день рождения вальдорфской группы. Всегда приходят дети, которые уже закончили посещать группу. В юбилейный год приглашаются все выпускники, с первого года нашего выпуска, их родители - сейчас это уже очень большой коллектив единомышленников.
Таким образом, все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.
За то время, пока ребенок посещает детский сад, у родителей меняются взгляды на воспитание, меняется их отношение к себе, ребенку. Для них отдать ребенка в вальдорфскую группу, означает посвятить свое время включению в новое сообщество. Родители раскрываются навстречу друг другу и воспитателям, и, как и их дети в группе, становятся добрыми друзьями, единомышленниками!