Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Программа «От рождения до школы», по которой мы работаем, тоже была пересмотрена авторским коллективом в соответствии с новыми требованиями.
Современный ребёнок-это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Это нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада. Проблема в том, что в последние годы воспитатели детских садов, увлеченные предшкольным образованием, во многом стали выполнять функции учителей – в дошкольном образовании постепенно сокращалась доля игровой деятельности детей. Разработчики ФГТ исходили из того, что именно игровая деятельность у ребенка дошкольного возраста является основной. Воспитатель не должен ориентироваться на проведение уроков, уподобляясь учителю начальных классов.
Современный ребёнок-маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны, города, села. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своём настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х и 90-х годов 20 века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они с уверенностью смотрят в будущее.
Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он -носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому детский сад - это вторая семья ребёнка, в которой ему благополучно и интересно живётся. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьёй в кафе и ресторан, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.
В то же время ребёнок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребёнка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро- проектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Все эти новые черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогического процесса в детском саду.
Изменения касаются и педагога детского сада, его профессиональной деятельности. Современный воспитатель - это профессионал, умеющий решать следующие проблемы и возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности типичные задачи:
1.Видеть ребёнка в образовательном процессе ДОУ- мониторинговые задачи, решение которых позволяет педагогу: знать индивидуальные особенности и возможности ребёнка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
2.Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования-задачи педагогического проектирования образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребёнка-дошкольника, и его организации.
3.Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнёрами ДОУ - задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществами.
4.Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство ДОУ) - задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребёнка.
5.Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование - задачи развития субъектной позиции, обогащения профессиональной компетентности.
Современный педагог дошкольного образования стремится проектировать и реализовывать педагогический процесс на основе диалогичности и гуманности, усиливая внимание к интересам ребёнка, развитию его способностей, ориентируясь на максимальный учёт возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости, уникальности каждого ребёнка.
Изменились и современные родители. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребёнком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребёнком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребёнка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители часто не знают, как быть интересными для детей, как выстраивать партнёрские отношения с ними. Современные родители любят своего ребёнка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребёнка и общению с ним. Вместе с тем проявляются неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр.), без учёта реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей. Если нам удастся обновить дошкольное образование в соответствии с ФГТ – реализовать основные идеи документа с помощью воспитателей и родителей, в школу придут другие дети, которые будут готовы к обучению по новым стандартам. Поэтому стоит вопрос о доведении идей ФГТ до каждого, кто имеет отношение к дошкольному образованию.
Выеперечисленные причины обусловили необходимость обновления программ. Программа «От рождения до школы» определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Целостное развитие ребёнка в период до школы происходит в ходе посильных ему видов деятельности. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Реализация образовательной программы ДОУ на современном этапе в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Программа предусматривает организацию: образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
в самостоятельной деятельности детей; в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Обучение детей строится как увлекательная проблемно игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем больше она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд - занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.
Приложение
План работы руководителей ДОУ по реализации ФГТ
- Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ.
- Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.
- Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ.
- Шаг 4 – Рабочая группа работает по разработанному плану.
- Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц.
- Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.
- Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.
План мероприятий, обеспечивающий реализацию
ООП в соответствии с ФГТ
1 этап:
1. | Изучение методических рекомендаций к составлению «Образовательной программы ДОУ». | Октябрь 2011 | Заведующая; старший воспитатель |
2. | Оценка качества дошкольного образования. | Ноябрь - декабрь 2011 | Заведующий; старший воспитатель |
3. | Разработка структура ООП ДОУ. | Январь 2012 | Заведующая; старший воспитатель |
4. | Распределение объема образовательной нагрузки по основным направлениям развития ребенка. | Февраль 2012 | Заведующий; старший воспитатель |
5. | Проверка и коррекция Циклограмм деятельности педагога и детей. | Март 2012 | Заведующая; старший воспитатель |
2 этап:
6. | Отбор личностных качеств ребенка для диагностирования уровня их развития в направлениях физического, социально –личностного, интеллектуального развития по всем возрастным группам. | | Заведующая; старший воспитатель все педагоги | ||
7. | Подбор диагностических методик к определению уровня развития личностных качеств ребенка в направлениях: физического, социально- личностного, интеллектуального развития по всем возрастным группам. | Сентябрь 2011 | Старший воспитатель; воспитатели | ||
| 8. | Руководство, контроль и корректировка процедуры и содержание психолого-педагогического обследования детей по направлениям физического, социально-личностного, интеллектуального развития. (Начальная диагностика). | Сентябрь 2011 | Заведующая; старший воспитатель | |
| 9. | Разработка модели соотношения частей ООП и программы формируемой участниками образовательного процесса в ДОУ разных видов, с разными приоритетными направлениями в работе. | | Заведующая; старший воспитатель | |
| 10. | Разработка образовательной программы ДОУ. | | Заведующая; старший воспитатель | |
3 этап:
11. | Управление, контроль, руководство, коррекция педагогического процесса реализации ООП, в соответствии с ФГТ. | В течение уч.года | Заведующая; старший воспитатель |
12. | Обеспечение взаимодействия с родителями и социумом: управление, контроль, отслеживание, коррекция взаимодействия; размещение информации на «Сайте» ДОУ. | В течение уч.года | Заведующая; старший воспитатель |