Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Федеральные государственные требования. Эпоха перемен?!

    Шомполова Марина Викторовна, старший воспитатель, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» Кировского района г. Казани

    Наша жизнь меняется! Меняемся и мы! Находясь в постоянном поиске новых форм и методов воспитания и образования, мы хотим видеть наших детей здоровыми, счастливыми и успешными.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ – очевидное начало перемен в образовании. Но каких? Что нам, как практикам, придётся перестроить в своей работе? Готовы ли мы к этим переменам? Ответ прост: если это во благо детей, то мы готовы!!!

    В настоящее время, когда технологические разработки заменили большую часть человеческого труда, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом. Именно социально одарённая личность является конкурентоспособной на рынке трудовых отношений. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Один из компонентов социальной одарённости включает в себя коммуникативно-организаторские способности. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Речевая неполноценность выключает ребёнка из детского коллектива и с возрастом всё более травмирует его психику.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые уделяют этому аспекту особое внимание. Данный документ определил области «Коммуникация» и «Социализация» в отдельные образовательные области, которые направлены на достижение целей овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и включение детей в мир социальных отношений. Содержание этих образовательных областей для педагогов теперь чётко обозначено.

    Организаторский опыт приобретается детьми через игру. Однако специалисты бьют тревогу, дети играют мало, игра вытесняется другими видами деятельности. Из жизни городских детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже встречается не часто. Да и родители всё реже уделяют внимание играм с детьми, с радостью оставляя их за компьютером или перед телевизором. В итоге, ребёнку просто неоткуда черпать игровой и социальный опыт. Не случайно, в детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться: семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); детский сад (в первую очередь воспитатели); общество (сверстники, друзья). Решать эту крайне важную проблему надо вместе с семьёй, ведь многие родители обладают уникальным игровым опытом, сформированным на основе традиции той среды, в которой они выросли. Поэтому очень важно, чтобы тема игры стала актуальной для каждой семьи. Научиться игровому и творческому взаимодействию с ребёнком – святая обязанность взрослых.

    Игра - это модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Успешность работы зависит от ощущения радости, полученной ребёнком.

    Поэтому, больше всего импонирует, что в новом документе делается особый акцент на такой важной для развития дошкольника деятельности, как игра. Игра ставится во главу угла! Детство – уникальный период человеческой жизни. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто её преддверия. В числе прочих жизненных и социальных прав есть право ребёнка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического развития.

    Анализируя процесс организации непосредственно образовательной деятельности, нам не пришлось кардинально переосмыслять роль педагога, который теперь становится в большей степени координатором или наставником, чем непосредственно источником информации. Профессионалам всегда была близка позиция, носящая характер сотрудничества, когда ребёнок, выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности, равноправным партнёром.

    Опасения пока вызывает мониторинг. Проблемой остаётся: что считать результатом освоения программы; всегда ли интегративные качества детей становятся результатом образовательной работы педагога (особенно такие, как любознательность, эмоциональная отзывчивость) и можно ли их точно оценить?

    Российское образование испытало уже немало перемен. Несомненно, они ожидают нас и в будущем. Но, как бы ни менялась наша жизнь, какие бы перемены не принесла она с собой, остаётся главное: нельзя работать с детьми, если их не любишь!

    Быть воспитателем очень непросто,
    В день — столько игр и столько вопросов,
    Каждого надо услышать, увидеть,
    Иногда пожурить, но не обидеть.
    Сколько добра, человечности, ласки
    Ждут эти милые детские глазки
    Столько труда и приятных забот –
    Дарит от сердца им педагог!




      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152