Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


Ссылки

    

  • Дошкольная академия
  • Модель непрерывного образования в системе «Детский сад – начальная школа» по реализации ФГТ и ФГОС начального общего образования

    Романова Наталья Геннадьевна, методист ИМО Городского методического центра по Советскому району, старший воспитатель МАОУ «Прогимназия № 29» Советского района г. Казани

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Приказом МОиН РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом МОиН РФ от 20.07.2011 г. за № 2151 утверждены (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2011 г. № 22303) федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

    Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека и обеспечения доступности и качественного образования для каждого ребенка, где бы он ни проживал. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Ориентация на качественное обучение, воспитание и развитие детей является ведущей в данное время. Сегодня эта проблема рассматривается в контексте подходов к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС).

    В связи с реализацией ФГОС второго поколения, в которых предусматривается ориентация содержания начального образования на формирование у учащихся универсальных учебных действий, проблема преемственности приобретает еще большую актуальность. На дошкольной ступени должны формироваться не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки.

    Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. При этом необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности.

    Рассмотрим планируемые качественные результаты (интегративные качества) освоения ФГТ основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соотношении с результатами ФГОС начального общего образования.

    Портрет выпускника:

    Ø физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

    Ø любознательный, активный;

    Ø эмоционально отзывчивый;

    Ø овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    Ø способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

    Ø способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

    Ø имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

    Ø овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

    Ø овладевший необходимыми умениями и навыками. [1]

    В соответствии с этим можно вывести основные направления концепции непрерывного образования детей дошкольного младшего школьного возраста.

    Концепция непрерывного образования призвана:

    - выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;

    - определить психологические и педагогические условия реализации непрерывного образования;

    - обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

    - дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в начальной школе.

    Модель непрерывного образования в системе «детский сад – начальная школа» понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка (см. модель)




    Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как

    - воспитание нравственного человека;

    - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

    - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

    Психолого-педагогические условия:

    - личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

    - предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, средств и пр.;

    - ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними);

    Создание образовательной среды;

    - формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

    - сбалансированность деятельности.

    Целевыми ориентирами для каждой ступени образования являются возрастные портреты детей, показывающие достижения ребенка к концу ступени.

    Принципы отбора содержания с позиции преемственности образования:

    - принцип развития;

    - принцип гуманитаризации;

    - принцип целостности образа мира;

    - принцип культуросообразности;

    - принцип вариативности.

    Методы, образовательные технологии.

    Для подготовки ребенка к школьному обучению необходимо развивать творческое воображение – ключевое новообразование дошкольного возраста. Развитие творческого, продуктивного воображения ребенка на дошкольной ступени является основной предпосылкой формирования умения учиться. Развитие умения учиться является основанием преемственности дошкольного начального общего образования.

    Модель выпускника ДОУ и начальной школы, согласно ФГТ и ФГОС НОО второго поколения:

    - человек, адаптированный к жизни;

    - субъект своей жизнедеятельности;

    - личность, которая реализует мощнейший мотив – мотив достижений.

    Список литературы.

    1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655.

    2. Материалы с сайта http://omczo.org



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152